Конституционные обязанности граждан РФ

Конституционные обязанности – это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан.

Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей.

Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей.

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие – только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества.

Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей:

· Строго соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15 ч.2)

· Не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод (ст.17 ч.3)

· Забота родителей о своих детях, их воспитании (ст.38 ч.2)

· По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ст.38 ч.3)

· Получение основного общего образования (ст.43 ч.4)

· Охрана исторических и культурных памятников (ст.44 ч.3)

· Уплата налогов и сборов (ст.57)

· Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58)

· Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст.59 ч.1)

Рассмотрим подробнее содержание некоторых из них.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ).

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами.

По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Уважение прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ.

4)   3ащита интересов особых групп населения (беженцев и вынужденных переселенцев)

В условиях, продолжающихся в стране социально-экономических реформ, создание согласованной и сбалансированной системы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина на уровне субъектов Российской Федерации представляет собой важнейшую задачу.

Беженцы и вынужденные переселенцы как особая категория населения, которой адресован комплекс прав федеральными документами, выступают объектом внимания и региональных властей. Система защиты их прав, включает в себя, в первую очередь, нормативно-правовую составляющую, которую дополняют процессуальные средства и институты.

В некоторых субъектах Федерации меры по поддержке беженцев и вынужденных переселенцев принимаются в рамках программно-целевого подхода. Интересы беженцев и вынужденных переселенцев, защита их прав предусмотрены комплексными концепциями и программами демографического развития субъектов Федерации, которые направлены, в том числе, на привлечение трудовых ресурсов и их эффективное использование, социально-экономическую и культурную адаптацию беженцев и вынужденных переселенцев. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации

на период до 2025 года», в целях улучшения демографической ситуации, создания условий для стабилизации численности населения на основе роста рождаемости, сокращения смертности, повышения эффективности регулирования миграционных процессов в ряде субъектов приняты программы демографического развития. Так, например, Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. №270 утверждена Республиканская целевая программа демографического развития Чувашской Республики на 2011- 2020 годы. В осуществлении прав беженцев и вынужденных переселенцев участвуют не только высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации, но и органы соответствующей отраслевой компетенции.

Защита прав беженцев и вынужденных переселенцев выражается в принятии на региональном уровне законов, которые направлены на обеспечение социальной защиты молодежи из числа беженцев и вынужденных переселенцев в сфере занятости, определяющие дополнительные экономические и организационные основы трудоустройства этой категории населения.

Законами субъектов Федерации определяются гарантии в сфере социального обслуживания мигрантов, устанавливаются соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов в сфере социального обслуживания. Так, например, ст. 12 Закона Республики Башкортостан от 7 июля 1997 г..№105-3 в ред. от 24 ноября 2008 г. №67-3 «О социальном обслуживании населения в Республике Башкортостан» устанавливает, что иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством. Также Законом Санкт-Петербурга от 20 февраля 2008 г. №42-10 установлены государственные стандарты социального обслуживания.

Защита прав детей, интересов многодетных семей включается в региональную систему защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев. Законы о защите прав ребенка, принятые в субъектах Федерации распространяются на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, оказавшихся в экстремальных условиях. (например ст. 1 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. №21

защите прав ребенка в Приморском крае», ст. 1 Закона Республики Дагестан от 15 декабря 1998 г. №24 в ред. от 18 ноября 2009 №69

«О защите прав ребенка в Республике Дагестан»). Интересы детей беженцев, вынужденных переселенцев учитываются и в актах, определяющих порядок приема в государственные образовательные учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, например, в Свердловской области, в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

Реализация права на жилище беженцев и вынужденных переселенцев на региональном уровне обеспечивается дополнительной регламентацией соответствующего права, детализацией процесса его реализации на основе общефедеральных законодательных гарантий. В Республике Бурятия жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда Республики Бурятия (Закон Республики Бурятия от 25 декабря 2006 г. №2024-Ш в ред. 16 марта 2009 №778-1У» О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия»).

Защита права беженцев и вынужденных переселенцев на охрану здоровья и медицинскую помощь предполагает не только его закрепление в нормативно-правовых актах субъектов Федерации, но и выделение соответствующих финансовых средств в бюджетах субъектов Федерации, принятие организационных мер в системе органов исполнительной власти субъектов в целях осуществления указанных прав. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории республики Татарстан на 2010 год, иностранным гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в Республике Татарстан, медицинская помощь оказывается в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2010 год, застрахованным на территории иных субъектов Российской Федерации - в объеме Базовой программы обязательного медицинского страхования

Российской Федерации. Под категорию иностранных граждан подпадают и беженцы, которые находятся на территории Российской Федерации.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и фонды обязательного медицинского страхования субъектов Федерации обеспечивают реализацию государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования и в отношении беженцев и вынужденных переселенцев. Например, в Постановлении Губернатора Хабаровского края от 2 ноября 2009 г. №165, которым утверждены Правила обязательного медицинского страхования населения Хабаровского края, подчеркивается, что указанные Правила распространяются в полном объеме не только на граждан Российской Федерации, но и на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное, и лиц, не имеющих гражданства.

Реформационные процессы, происходящие в социально-экономической сфере, актуализируют вопрос своевременного финансирования программ и мероприятий, разработанных на региональном уровне, активное взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: