Тема 5. Правовое регулирование обращения отдельных видов товаров

План:

1. Государственное регулирование торговых операций с отдельными видами товаров. Государственная монополия на производство и продажу отдельных видов товаров.

2. Исключительные права предприятий на продажу определенных товаров.

3. Законодательное установление перечней вещей, изъятых из оборота.

4. Установление квот, лицензий, лимитов продажи и потребления отдельных товаров.

5. Защита предпринимателей от введения необоснованных ограничений на реализацию товаров.

Литература: [1, с. 140-230 ]; [2, с. 180-250 ]; [4, с. 20-96].

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы особенности продажи продовольственных товаров?
  2. Назовите особенности продажи алкогольной и табачной продукции.
  3. Каковы особенности продажи промышленных товаров?
  4. Каково государственное регулирование торговых операций с отдельными видами товаров?
  5. Охарактеризуйте цели регулирования: защита национальной экономики, интересы безопасности, охрана здоровья населения, экономические требования и другие.
  6. Перечислите основные способы государственного регулирования обращения товаров.
  7. Какова защита коммерческих организаций от введения необоснованных ограничений на перемещение и реализацию товаров? Основные способы и порядок такой защиты?

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Задание для размышления:

Оказание помощи становлению российского товарного рынка входит в число наиболее актуальных вопросов коммерческого права. Одни ученые считают, что российское законодательство должно обеспечивать получение коммерсантами льготных кредитов, уменьшение налогов или вообще освобождение от них (для коммерческих организаций, впервые вступающих на рынок определенного товара). Другие выступают сторонниками привлечения иностранных инвестиций, создания организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон. Некоторые ученые предлагают основное внимание уделять лицензированию коммерческих операций, четко установить виды коммерческой деятельности, подлежащие лицензированию, упорядочить правила лицензирования.

Рассмотрите вышеперечисленные и иные направления правового регулирования развития. Какие из этих направлений, на Ваш взгляд, могут быть выделены в качестве приоритетных? Насколько, на Ваш взгляд, они обеспечены в России соответствующей нормативно-правовой базой?

2. Решите задачи:

Задача 1.

Рашева Н. купила остаток ткани, из которого, как уверяли ее продавцы, можно было сшить платье с длинными рукавами. Для пошива платья Рашева Н. обратилась в ателье, где ей объяснили, что для фасона платья, выбранного ею, купленной ткани недостаточно. Какое право потребителя было нарушено продавцом? Как действовать потребителю в сложившейся ситуации?

Задача 2.

16 ноября Крылов купил в универмаге костюм и ботинки, предварительно их примерив и внимательно осмотрев. Придя домой, Крылов снова стал примерять костюм, но фасон и расцветка костюма ему не понравились. 20 ноября, возвращаясь с работы, Крылов споткнулся на лестнице, а потом обнаружил, что у одного из новых ботинок отрывается подошва. 21 ноября Крылов пришел в универмаг и потребовал обменять костюм, а за ботинки возвратить деньги. Администрация универмага обменять костюм отказалась, ссылаясь на то, что костюм вполне доброкачественный, соответствующего размера и никаких серьезных причин для обмена нет. Что же касается ботинок, то администрация согласилась принять их обратно, но лишь в обмен на другую пару. Правомерны ли действия администрации?

Задача 3.

При покупке губной помады гр-ке М. была предоставлена информация о том, что помада изготовлена на основе натуральных веществ. Позднее у гр-ки М. возникли сомнения в достоверности представленной информации, и она передала купленную губную помаду на экспертизу. В результате проведенной экспертизы было установлено, что в химический состав помады натуральные вещества не входят. Является ли помада качественным товаром применительно к данной ситуации?

Задача 4.

Потребитель приобрел у организации-продавца стул. Через три дня с момента покупки потребитель обратился к организации-продавцу с заявлением об отказе от исполнения договора купли-продажи и о возврате уплаченных денег в связи с тем, что стул не подошел по форме, габаритам и расцветке. Организация-продавец отказала в удовлетворении требований потребителя на том основании, что потребитель ранее не обращался к организации-продавцу с требованием об обмене товара на аналогичный, подходящий по форме, габаритам и расцветке.

Правомерна ли позиция организации-продавца?

Задача 5.

В чью пользу суд вправе взыскать с организации-продавца штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от взысканных судом сумм?

 

Задача 6.

Автомобиль заправили на АЗС некачественным бензином, в результате чего произошла поломка двигателя.

Как доказать факт приобретения некачественного топлива и его причинно-следственную связь с неисправностью двигателя? Какая ответственность установлена за данное правонарушение? В какие органы может обратиться покупатель для защиты своих прав?

 

Задача 7.

Является ли нарушением Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» размещение на упаковке товара какого-либо широко употребляемого иностранного слова (например «yes») без перевода на русский язык?

3. Тестовые задания:

1. Под комиссионером, согласно Постановления Правительства РФ от 06.06.1998 г. № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», понимается:

а) организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи;

б) гражданин, сдающий товар на комиссию с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение;

в) гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

2. Под комитентом, согласно Постановления Правительства РФ от 06.06.1998 г. № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», понимается:

а) гражданин, сдающий товар на комиссию с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение;

б) организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи;

в) гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

3. Под покупателем, согласно Постановления Правительства РФ от 06.06.1998 г. № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», понимается:

а) организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи;

б) гражданин, сдающий товар на комиссию с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение;

в) гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

4. Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов:

а) www.zakupki.gov.ru

б) www.pokupki.gov.ru

в) www.torgi.gov.ru

 

5. Участниками недобросовестной конкуренции являются:

а) хозяйствующие субъекты, органы государственной власти, местного самоуправления;

б) хозяйствующие субъекты.

 

6. Легальное определение конкуренции содержится в:

а) Гражданском кодексе РФ;

б) Конституции РФ

в) ФЗ РФ «О защите конкуренции»

г) ФЗ «О конкуренции в предпринимательской деятельности».

 

7. Право потребителя на информацию это:

а) право на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах);

б) право на получение полной и достоверной информации о технических свойствах товаров;

в) право на получение информации об особенностях товаров (работах, услугах).

 

8. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) это:

а) сведения о фирменном наименовании организации, изготовившей товар (выполнившей работу, оказавшую услугу), месте ее нахождения и режиме работы, включая сведения о государственной регистрации и зарегистрировавших органах, а в случаях осуществлении изготовителем (исполнителем, продавцом) деятельности подлежащей лицензированию сведения о наличии лицензии, сроках ее действия и выдавшем органе;

б) только сведения о месте нахождения и режиме работы изготовителя (продавца, исполнителя);

в) только сведения о наименовании и месте нахождения изготовителя (продавца, исполнителя).

 

9. Информация об изготовителе (продавце, исполнителе) доводится до потребителя:

а) только по месту нахождения юридического лица изготовившего товар (оказавшего услугу, выполнившего работу);

б) по месту нахождения изготовителя (продавца, исполнителя) и в любом месте продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от места торговли (выполнении работ, оказании услуг), а также формы торговли;

в) только в фактическом месте продажи товаров.

 

10. Информация о товаре доводится до потребителя:

а) при заключении договора с потребителем;

б) после заключения договора с потребителем;

в) за двадцать дней до заключения договора с потребителем.

 

4.Подготовить доклады:

1.Правовой режим товаров в торговле

2.Маркировка товаров для целей налогообложения

3.Понятие структуры и инфраструктуры товарного рынка

4.Потребитель, продавец и изготовитель товара. Основные права потребителя

5.Право потребителей на просвещение в области защиты своих прав и на информацию об изготовителе, о продавце и товарах

6.Право потребителя на безопасность товара

7.Право потребителя на качество товара

8.Право потребителя на судебную защиту

9.Установление срока службы, срока годности и гарантийного срока на товар

10. Защита прав потребителей при продаже товаров

11. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

12. Устранение недостатков товара

13. Замена товара ненадлежащего качества

14. Сроки удовлетворения денежных требований потребителя

15. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

16. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

17. Дистанционный способ продажи товаров

18. Ответственность продавца (изготовителя) за ненадлежащую информацию о товаре

19. Ответственность продавца (изготовителя) за вред, причиненный вследствие недостатков товара

20. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя и за нарушение прав потребителя

21. Компенсация морального вреда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: