Наглядность – это свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения. Наглядность – это показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.
Функции наглядности:
ñ помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
ñ помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности студентов и педагога;
ñ формирует у обучающихся визуальную и слуховую культуру;
ñ дает преподавателю обратную информацию: по заданным вопросам студентов можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
К видам учебной наглядности относят:
· натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.);
· условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.);
· знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели;
· динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.).
Модели и моделирование. Модель подобна оригиналу и имеет целевое назначение:
- модель-замещение, когда заменяет реальный объект, там как действие с моделью удобней;
- модель-представление, для создания представлений о реально существующем или воображаемом объекте;
- модель-интерпретация, для истолкования оригинала;
- модель-исследование для изучения оригинала с помощью модели.
Одна модель может обладать необходимыми свойствами и быть пригодной для нескольких целей одновременно.
Моделирование – это процесс или деятельность субъекта по построению моделей для указанных целей.
Виды моделей:
1) материальные:
· статические (неподвижные),
· динамические (действующие, подвижные).
2) идеальные:
· образные (рисунки, схемы, географические карты, планы и т.д.),
· знаковые (математические уравнения, химические формулы и т.д.),
· мысленные (научное представление о каком-то явлении в форме его описания на естественном языке).
Цели использования моделирования:
а) изучение научных моделей, вводимых в процесс изучения научных понятий;
б) построение и последующее изучение учебных моделей понятий, для которых в соответствующих науках;
в) построение модели ориентировочной основы умственных действий, которыми должны овладеть обучаемые;
г) построение моделей для обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов, для планирования работы по изучению соответствующего понятия;
д) построение модели пройденного учебного материала для лучшего его осмысления и запоминания. Эти модели могут использоваться как опора для изложения соответствующего учебного материала (опорный конспект).
Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого материала, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
Опорный конспект позволяет:
v студенту:
· глубже разобраться в изучаемом материале и легче его запомнить;
· грамотно и точно воспроизводить изученное;
· приводить в систему полученные знания;
v учителю:
· наглядно представить весь изучаемый материал студентом;
· сконцентрировать внимание на наиболее трудных местах в материале;
· перевести усвоенные знания в долговременную память;
· экономить время при опросе.
Требования к конспекту:
- обобщенная схема должна отражать подлинную научную картину изучаемого понятия (явления);
- оформить конспект необходимо после объяснения материала (изучения темы), лучше составлять индивидуально каждому;
- используемые в конспекте сигналы-ассоциации должны быть свойственны автору конспекта;
- отдельные законченные блоки, основные понятия следует выделять своим цветом;
- не допускать много и ярких красок, отвлекающих обучающихся от основного материала;
- материал необходимо излагать лаконично, кратко, просто, но при этом соблюдать доступность понимания и воспроизведения;
- запись должна сразу охватываться глазами.