Сущность наглядности и моделирования

Наглядность – это свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения. Наглядность – это показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.

Функции наглядности:

ñ помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;

ñ помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности студентов и педагога;

ñ формирует у обучающихся визуальную и слуховую культуру;

ñ дает преподавателю обратную информацию: по заданным вопросам студентов можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.

К видам учебной наглядности относят:

· натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.);

· условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.);

· знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели;

· динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.).

Модели и моделирование. Модель подобна оригиналу и имеет целевое назначение:

- модель-замещение, когда заменяет реальный объект, там как действие с моделью удобней;

- модель-представление, для создания представлений о реально существующем или воображаемом объекте;

- модель-интерпретация, для истолкования оригинала;

- модель-исследование для изучения оригинала с помощью модели.

Одна модель может обладать необходимыми свойствами и быть пригодной для нескольких целей одновременно.

Моделирование – это процесс или деятельность субъекта по построению моделей для указанных целей.

Виды моделей:

1) материальные:

· статические (неподвижные),

· динамические (действующие, подвижные).

2) идеальные:

· образные (рисунки, схемы, географические карты, планы и т.д.),

· знаковые (математические уравнения, химические формулы и т.д.),

· мысленные (научное представление о каком-то явлении в форме его описания на естественном языке).

Цели использования моделирования:

а) изучение научных моделей, вводимых в процесс изучения научных понятий;

б) построение и последующее изучение учебных моделей понятий, для которых в соответствующих науках;

в) построение модели ориентировочной основы умственных действий, которыми должны овладеть обучаемые;

г) построение моделей для обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов, для планирования работы по изучению соответствующего понятия;

д) построение модели пройденного учебного материала для лучшего его осмысления и запоминания. Эти модели могут использоваться как опора для изложения соответствующего учебного материала (опорный конспект).

Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого материала, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

Опорный конспект позволяет:

v студенту:

· глубже разобраться в изучаемом материале и легче его запомнить;

· грамотно и точно воспроизводить изученное;

· приводить в систему полученные знания;

v учителю:

· наглядно представить весь изучаемый материал студентом;

· сконцентрировать внимание на наиболее трудных местах в материале;

· перевести усвоенные знания в долговременную память;

· экономить время при опросе.

Требования к конспекту:

- обобщенная схема должна отражать подлинную научную картину изучаемого понятия (явления);

- оформить конспект необходимо после объяснения материала (изучения темы), лучше составлять индивидуально каждому;

- используемые в конспекте сигналы-ассоциации должны быть свойственны автору конспекта;

- отдельные законченные блоки, основные понятия следует выделять своим цветом;

- не допускать много и ярких красок, отвлекающих обучающихся от основного материала;

- материал необходимо излагать лаконично, кратко, просто, но при этом соблюдать доступность понимания и воспроизведения;

- запись должна сразу охватываться глазами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: