Оптимальный выбор методов и средств обучения предполагает учет:
- цели и задач занятия;
- объема и сложности учебного материала;
- мотивации учения, интересов и активности обучающихся;
- уровня подготовленности студентов и их работоспособности;
- возраста обучающихся;
- сформированности учебных умений и навыков, компетенций;
- учебной тренированности, выносливости;
- времени обучения (осень, зима, весна, лето, до обеда, после обеда);
- материально-технической базы;
- применение методов и средств на предыдущем занятии;
- типа и структуры занятия;
- взаимоотношений между преподавателем и студентами;
- уровня подготовки преподавателя и его профессиональной компетентности.
Уровни принятия решения о выборе методов обучения:
стереотипный подход;
решения типа проб и ошибок;
оптимизированное решение.
Важно формирование у преподавателя умений педагогической техники (выразительность языка, владение голосом, жестом, мимикой и пр.).
В зарубежном вузе преобладают: использование исследовательских, экспериментальных, поисковых методов обучения; применения компьютерной и вычислительной техники и других ТСО, наглядности; использование ролевой и деловой игры, решения конкретных ситуаций; самостоятельная работа с книгой, компьютером и т.п.
Наглядность в преподавании экологических дисциплин
Наглядность обучения как средство активизации учебного процесса
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у обучающихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами.
Применяя наглядность, активизируется исходная ступень познания. Поэтому нужно рассмотреть влияние наглядности на познание.
Психологическое обоснование наглядности
Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа при восприятии объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.
Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.
Существуют также образы воображения – образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда, и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий.
Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов.
Значение наглядности в преподавании истории не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных исторических понятий.