Оптимальный выбор методов и средств обучения

Оптимальный выбор методов и средств обучения предполагает учет:

- цели и задач занятия;

- объема и сложности учебного материала;

- мотивации учения, интересов и активности обучающихся;

- уровня подготовленности студентов и их работоспособности;

- возраста обучающихся;

- сформированности учебных умений и навыков, компетенций;

- учебной тренированности, выносливости;

- времени обучения (осень, зима, весна, лето, до обеда, после обеда);

- материально-технической базы;

- применение методов и средств на предыдущем занятии;

- типа и структуры занятия;

- взаимоотношений между преподавателем и студентами;

- уровня подготовки преподавателя и его профессиональной компетентности.

Уровни принятия решения о выборе методов обучения:

Ÿ стереотипный подход;

Ÿ решения типа проб и ошибок;

Ÿ оптимизированное решение.

Важно формирование у преподавателя умений педагогической техники (выразительность языка, владение голосом, жестом, мимикой и пр.).

В зарубежном вузе преобладают: использование исследовательских, экспериментальных, поисковых методов обучения; применения компьютерной и вычислительной техники и других ТСО, наглядности; использование ролевой и деловой игры, решения конкретных ситуаций; самостоятельная работа с книгой, компьютером и т.п.

Наглядность в преподавании экологических дисциплин

 

Наглядность обучения как средство активизации учебного процесса

 

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у обучающихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами.

Применяя наглядность, активизируется исходная ступень познания. Поэтому нужно рассмотреть влияние наглядности на познание.

 

Психологическое обоснование наглядности

 

Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа при восприятии объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.

Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.

Существуют также образы воображения – образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда, и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий.

Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов.

Значение наглядности в преподавании истории не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных исторических понятий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: