ü избегайте при общении упреков (прямых и косвенных);
ü не демонстрируйте свое превосходство;
ü избегайте обвинительного тона, извините мелкие слабости, подчеркивайте достоинства собеседника;
ü расспрашивайте заинтересованно, но не вызывающе;
ü говорите не больше и не меньше того, что нужно в этот момент общения, а лучше больше слушать, чем говорить;
ü будьте внимательны к партнеру по общению;
ü старайтесь предугадать реакцию собеседника;
ü в процессе общения думайте о тех, с кем общаетесь.
Форма продуктивного, бесконфликтного, конструктивного общения для определения происходящего, которая предусматривает принятие партнерами общения ценностей друг друга, ориентацию каждого на понимание и признание друг друга называется диалогом.
Диалог происходит на паритетных началах позиции преподавателя и студента, основывается на доверии и уважении друг к другу. Нужно проявлять уверенность в решении проблемы. Всегда можно обнаружить несколько способов ее решения, поэтому важно направлять внимание на общую цель, на желание найти согласие в ее достижении. Большую помощь в этом оказывает подход к вопросам, с помощью которых можно вызвать человека на откровенность. Вопрос направляют в ход рассуждения. Античная риторика знала семь вопросов, способных упорядочить факты: что? кто? где? когда? каким образом? зачем? почему? Научиться ставить своевременно содержательные вопросы – это развивать и свой интеллект.
|
|
В диалоге, таким образом, нужно использовать вопросы, а не утверждения: первые вызывают ответ, а вторые – сопротивление. После вопроса надо сделать паузу. Если предложение оппонента неразумное, надо молчать. Молчание создает необходимость выдвинуть новое предложение. Есть правило: нужно быть уверенным в себе и сохранять спокойствие даже в стрессовых ситуациях. Не обращайтесь сразу с просьбой принять или отклонить вашу новую идею. Лучше спросить, что оппонент видит ошибочным в ней. Старайтесь направлять критику в конструктивное русло, обращайтесь за советом к оппоненту, что бы он предложил сделать на вашем месте.
Тактика диалога:
û говорить нужно о проблеме (поступок, факт наблюдения), а не о личности;
û не обобщать отдельные прошлые факты, а говорить о том, что происходит сейчас;
û не спешить с оценкой, а пытаться понять проблему, ее причины, пути ее решения;
û учитывать как словесные, так и несловесные сообщения (поза, дыхание, взгляд, движения головы и рук, высота голоса, ритм и т.д.).
Культура ведения диалога сейчас становится новым мировоззрением людей, это оптимальный тип межличностных отношений, отношений народов, наций и государств. Диалог ведет к взаимопониманию – состояния, когда люди согласовывают действия между собой, решают проблемы, гармонизируют свои отношения.
|
|
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение педагогической деятельности в вузе. В чем заключаются ее особенности?
2. Что входит в сферу и психолого-педагогическую структуру деятельности преподавателя вуза?
3. Чем отличаются авторитарный и демократический стили преподавания? Какой бы стиль выбрали Вы, если бы работали в своей группе, начиная с первого курса? Отличался бы Ваш стиль преподавания в зависимости от курса обучения? Обоснуйте ответ.
4. Каковы требования к личности преподавателя?
5. По каким направлениям осуществляет преподаватель вуза свою педагогическую деятельность? Охарактеризуйте их.
6. Какими индивидуально-психологическими качествами и способностями должен обладать преподаватель вуза?
7. В чем заключается педагогическое мастерство преподавателя вуза? Какие существуют пути повышения педагогического мастерства преподавателя вуза?
8. Обоснуйте права и обязанности преподавателя вуза.
9. Каковы формы педагогического коммуникативного взаимодействия преподавателя со студентами?
10. Каковы цели, функции и значение педагогического общения как формы педагогического взаимодействия?
11. В чем заключаются трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов?
12. В чем суть субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом? Почему очень вредно безличное отношение преподавателя к студенту? Какой «вклад» в педагогическое общение вносят студент и преподаватель?
13. Доказать, что педагогическая деятельность преподавателя имеет творческий характер. Охарактеризуйте особенности педагогического творчества.
14. В чем заключается проблема критериев оценки эффективности деятельности преподавателя высшей школы?
Рекомендуемая литература
1. [2].
2. [3].
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
План
19 Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания.
20 Воспитание студенческой молодежи.
Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания