Преподавателей и студентов

 

Основные трудности, которые встречаются у преподавателей в профессионально-педагогическом общении со студентами, такие:

1) неумение наладить контакт с аудиторией;

2) непонимание внутренней психологической позиции студента;

3) сложности управления общением во время лекционных, семинарских и других занятий;

4) неумение перестраивать отношения со студентами согласно педагогическим задачам, которые изменяются;

5) трудности языкового общения и передачи собственного эмоционального отношения к учебному материалу;

6) неумение управлять собственным психическим состоянием в стрессовых ситуациях общения.

Для обеспечения полноценного диалогического взаимодействия между субъектами педагогического процесса важно преодолевать барьеры профессионально-педагогического общения. К наиболее типичным «барьерам», которые встречаются преимущественно у преподавателя-новичка, относятся:

Ÿ «барьер» несоответствия установок и мотивов: преподаватель приходит с творческими замыслами интересного занятия, захваченный им, а группа безразлична, студенты невнимательны, что раздражает, нервирует преподавателя;

Ÿ «барьер» опасения группы: преподаватель неплохо владеет материалом, хорошо подготовился к занятию, однако сама мысль о непосредственном контакте со студентами «отпугивает» его, подавляет творческую инициативу и т.д.;

Ÿ «барьер» отсутствия контакта: преподаватель заходит в аудиторию и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие со студентами, начинает действовать автономно (например, пишет тему лекции на доске);

Ÿ «барьер» сужения функций общения: педагог учитывает лишь информационные функции общения, пренебрегая социально-перцептивными, аффективно-коммуникативными, организационными и др.;

Ÿ «барьер» негативной установки на академическую группу, которая иногда может формироваться априорно на основе мнения других преподавателей, работающих с этими студентами или является следствием прошлого негативного опыта педагогического общения с данной группой или студентом;

Ÿ «барьер» опасения педагогических ошибок (не знает ответ на «каверзный» вопрос студентов или на замечание, что неправильно выставлена оценка и т.п.);

Ÿ «барьер» подражания: молодой педагог пытается подражать манере общения, стилю деятельности авторитетного педагога, не учитывая свои индивидуальные особенности.

Также могут возникать барьеры общения, которые присущи любому коммуникативному взаимодействию. Наиболее типичными из них являются:

- смысловой «барьер» – одно и то же явление (слово, фраза, событие) имеют разный смысл для разных людей;

- моральный «барьер» – различия между людьми в усвоенных ими социальных нормах и ограничениях; исконный «конфликт отцов и детей» в неприятии ими манер поведения и общения, направленности интересов, моды и т.д. (преподаватель в общении со студентами: «В студенческие годы мы были другими», то есть лучше, что не всегда соответствует действительности);

- интеллектуальный «барьер» – различия в уровне интеллекта, глубине предвидения и понимания ситуации и проблем. Он часто возникает в общении с преподавателем, который характеризуется четко выраженной направленностью на научную деятельность, если ему не удается адаптировать язык науки в интеллектуально-познавательные возможности студентов;

- ригидный (от лат. – жесткий) «барьер» – отсутствие гибкости межличностных установок, затруднение перестройки восприятия, системы мотивов, эмоциональных откликов в изменяющейся ситуации. Инерция, косность от реалий жизни, привычные схемы общения характерна для тех преподавателей, кто не работает над самообразованием, профессиональным самосовершенствованием, критическим переосмыслением своих научных и педагогических достижений;

- эмоциональный «барьер» – различия в эмоциональных состояниях преподавателей и студентов, особенно во время зачетов и экзаменов, отсутствие эмпатии, а также недоступность логических доводов в ситуации эмоционального возбуждения и аффективных реакций;

- эстетический «барьер», который связан с соблюдением требований к форме (привлекательность внешности, опрятность одежды, изящество движений и т.д.), а также педагогического такта и этикета взаимоотношений.

Психологические «барьеры» общения возникают незаметно и сначала могут не осознаваться преподавателем, однако студенты воспринимают их сразу. Но если «барьер» закрепился, то и сам педагог начинает испытывать дискомфорт, тревогу, нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодотворному контакту со студентами и, наконец, влияет на характер педагога – формирует так называемый «неправильный» педагогический характер.

Исследования проблемы профессионального общения показывают, что овладеть основами профессионально-педагогического общения можно через профессиональное самовоспитание. Для этого есть два пути:

1) основательное изучение и осознание природы, структуры и закономерностей профессионально-педагогического общения;

2) овладение технологией педагогической коммуникации, формирование умений и навыков профессионально-педагогического общения и развитие коммуникативных способностей при обучении в высшей школе.

Важным фактором, способствующим развитию коммуникативной культуры будущего педагога, являются элементы педагогической деятельности при прохождении различных видов педагогической практики, а также общественная работа студента, которая обогащает его опыт организаторской и коммуникативной деятельности.

Продуктивное профессионально-педагогическое общение происходит при организации педагогического процесса на демократических принципах, позитивного отношения преподавателя к студентам, увлеченности совместной творческой деятельностью всех субъектов педагогического взаимодействия.

Советы молодым преподавателям по самовоспитанию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: