Согласно ст. 61 ГК РФ правовые формы ликвидации юридических лиц можно разделить на:
1. Добровольную ликвидацию, осуществляемую по решению учредителей юридического лица, в том числе в связи с достижением цели или окончанием срока для которой и на который оно создано;
2. Принудительную ликвидацию по решению суда;
3. Ликвидацию, возникающую вследствие признания данного юридического лица несостоятельным, а именно банкротом.
Интересно заметить, что несмотря на то, что терминов «принудительная» и «добровольная» ликвидация в статье 61 ГК РФ нет, они встречаются в отдельных нормативных актах.
Итак, понятие добровольной ликвидации можно вывести, изучив п. 2 ст. 61 ГК РФ, где сказано «Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.[7]
Таким образом, решение о добровольной ликвидации принимается учредителями, участниками юридического лица по таким мотивам, как:
|
|
1. Экономическая нецелесообразность дальнейшей деятельности, ее убыточность;
2. Истечение срока, на который оно было создано;
3. Выполнение конкретной задачи, поставленной при его создании;
4. Недостижимость предусмотренных учредительными документами целей и задач.
Причем, в случае добровольной ликвидации вмешательство третьих лиц не предусматривается.
Субъектами принятия решения о добровольной ликвидации ГК РФ называет:
1. Учредителя;
2. Участников;
3. Уполномоченный орган данного юридического лица.
Это связано прежде всего с тем, что существует определенное разнообразие видов и форм юридических лиц, а именно:
1. Акционерное общество может быть ликвидировано по итогам общего собрания акционеров квалифицированным большинством голосов (не менее 3/4 от общего числа акционеров, принимающих участие в собрании). В Уставе может быть установлена большая норма голосов, необходимая для принятия данного решения;
2. Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано только по единогласному решению его участников;
3. Унитарные предприятия ликвидируются по решению собственника имущества;
4. Потребительские и производственные кооперативы ликвидируются по решению их членов, при этом права и обязанности кооперативов к другим лицам не переходят;
5. Исключением из правил составляют фонды, так как для них добровольная ликвидация не предусмотрена и решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявления лиц, заинтересованных в данной ликвидации.
|
|
Итак, можно сделать вывод, что решение, принятое вышеперечисленными органами, является началом для добровольной ликвидации. Данные органы и назначенная ими ликвидационная комиссия принимают все последующие решения, необходимые в процессе ликвидации. Суд в процессе добровольной ликвидации никакого веса не имеет.
Стоит отметить, что процедура ликвидации для всех юридических лиц является идентичной, различия могут возникнуть только на этапе принятия решения о ликвидации и его окончательного оформления.
Процесс ликвидации делится на несколько этапов:
1. Принятие решения о ликвидации юридического лица, назначение ликвидационной комиссии, определение порядка его ликвидации.
2. Оповещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в средствах массовой информации или иными способами.
3. Выявление дебиторской и кредиторской задолженности.
4. Составление промежуточного ликвидационного баланса, содержащего такие сведения, как состав имущества, перечень требований кредиторов.
5. Расчеты с кредиторами.
6. Составление окончательного ликвидационного баланса.
7. Оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов имущество, передается учредителям или участникам, имеющим на него вещные права.
8. Завершение ликвидации путем внесения данных о прекращении деятельности в единый государственный реестр юридических лиц.
Соответственно, как только учредителем или участниками будет принято решение о ликвидации, юридическое лицо, обязано уведомить об этом регистрирующий орган, а именно налоговую инспекцию. Во избежание недоразумений письма следует отправлять по почте с уведомлением о получении или с копией, на которой можно поставить штамп о принятии контролирующим органом.
С момента начала процедуры ликвидации и внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица, кроме того, оно не может выступать учредителем других юридических лиц.
Действующее законодательство признает приоритетность добровольной ликвидации, однако оно же предусматривает целый ряд случаев, когда решение о ликвидации может быть принято не участниками или учредителями, а судом. Такую ликвидацию юридического лица можно назвать принудительной.
Принудительная ликвидация осуществляется по иску государственного органа или органа местному самоуправления, которые уполномочены принимать данные решения.
Принудительная ликвидация осуществляется в следующих случаях:
1. Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
2. Осуществление деятельности, противоречащей принятым законам;
3. Осуществление деятельности с грубыми или неоднократными нарушениями закона, в том числе если данные нарушения носят неустранимый характер;
4. Систематическое осуществление некоммерческими организациями, такими как общественной, благотворительной или религиозной, деятельности, противоречащей их уставным целям;
5. Признание несостоятельности (банкротства) юридического лица.
6. Если число участников общества с ограниченной ответственностью больше 50 и в течение года оно не преобразовалось в акционерное общество или производственный кооператив и т.д.
Заявление о ликвидации юридического лица может быть направлено в суд органами, на которые возложен контроль по соблюдению необходимых требований законодательства. Например, в случае выявления неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд может обратиться налоговый орган. В случае нарушений в области конкуренции и антимонопольного законодательства в суд вправе обратиться антимонопольный орган. В случае нарушений на рынке ценных бумаг с заявление о ликвидации может обратиться федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
|
|
Стоит отметить, что наибольшее количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется именно налоговыми органами. Наиболее распространенным видом нарушений является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Кроме того, популярным нарушением является несоответствие адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения. На основании закона «О налоговых органах РФ» «налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании недействительной государственной регистрации юридического лица».[8]
При этом необходимо отметить, что в процессе принятия решения, суды должны объективно оценивать характер, виды и степень тяжести совершенных нарушений. Если же допущенные нарушения возможно своевременно устранить - в ликвидации юридического лица будет отказано. Это следует из информационного письма, Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13.08.2004, где говорится о том, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.[9]
Особого порядка для принудительной ликвидации юридического лица не существует. Разница в ее осуществлении заключается только том, что принятие решения о ликвидации осуществляется не учредителями (участниками) юридического лица, а судом.
|
|
По словам М.В. Васильева «принудительная ликвидация юридического лица, предусмотренная п. 3 ст. 61 ГК РФ, представляет собой одну из самых строгих мер государственного принуждения, применяемого по решению суда к юридическим лицам в том числе в связи с нарушением ими законодательства».[10]
Стоит отметить, что на сегодняшний день ликвидация представляет собой довольно длительный процесс, суть которого сводится к максимальному удовлетворению требований кредиторов. До момента исключения из государственного реестра юридическое лицо может продолжать свою деятельность, однако все его контрагенты должны быть уведомлены о том, что оно находится в процессе ликвидации. С этой целью, лица, инициировавшие ликвидацию, обязаны сообщить о своем решении регистрирующему органу для внесения информации в государственный реестр. На основании внесения изменений к названию юридического лица будет добавлена фраза «в ликвидации».