Основные виды ликвидации юридических лиц

Согласно ст. 61 ГК РФ правовые формы ликвидации юридических лиц можно разделить на:

1. Добровольную ликвидацию, осуществляемую по решению учредителей юридического лица, в том числе в связи с достижением цели или окончанием срока для которой и на который оно создано;

2. Принудительную ликвидацию по решению суда;

3. Ликвидацию, возникающую вследствие признания данного юридического лица несостоятельным, а именно банкротом.

Интересно заметить, что несмотря на то, что терминов «принудительная» и «добровольная» ликвидация в статье 61 ГК РФ нет, они встречаются в отдельных нормативных актах.

Итак, понятие добровольной ликвидации можно вывести, изучив п. 2 ст. 61 ГК РФ, где сказано «Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.[7]

Таким образом, решение о добровольной ликвидации принимается учредителями, участниками юридического лица по таким мотивам, как:

1. Экономическая нецелесообразность дальнейшей деятельности, ее убыточность;

2. Истечение срока, на который оно было создано;

3. Выполнение конкретной задачи, поставленной при его создании;

4. Недостижимость предусмотренных учредительными документами целей и задач.

Причем, в случае добровольной ликвидации вмешательство третьих лиц не предусматривается.

Субъектами принятия решения о добровольной ликвидации ГК РФ называет:

1. Учредителя;

2. Участников;

3. Уполномоченный орган данного юридического лица.

Это связано прежде всего с тем, что существует определенное разнообразие видов и форм юридических лиц, а именно:

1. Акционерное общество может быть ликвидировано по итогам общего собрания акционеров квалифицированным большинством голосов (не менее 3/4 от общего числа акционеров, принимающих участие в собрании). В Уставе может быть установлена большая норма голосов, необходимая для принятия данного решения;

2. Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано только по единогласному решению его участников;

3. Унитарные предприятия ликвидируются по решению собственника имущества;

4. Потребительские и производственные кооперативы ликвидируются по решению их членов, при этом права и обязанности кооперативов к другим лицам не переходят;

5. Исключением из правил составляют фонды, так как для них добровольная ликвидация не предусмотрена и решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявления лиц, заинтересованных в данной ликвидации.

Итак, можно сделать вывод, что решение, принятое вышеперечисленными органами, является началом для добровольной ликвидации. Данные органы и назначенная ими ликвидационная комиссия принимают все последующие решения, необходимые в процессе ликвидации. Суд в процессе добровольной ликвидации никакого веса не имеет.

Стоит отметить, что процедура ликвидации для всех юридических лиц является идентичной, различия могут возникнуть только на этапе принятия решения о ликвидации и его окончательного оформления.

Процесс ликвидации делится на несколько этапов:

1. Принятие решения о ликвидации юридического лица, назначение ликвидационной комиссии, определение порядка его ликвидации.

2. Оповещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в средствах массовой информации или иными способами.

3. Выявление дебиторской и кредиторской задолженности.

4.  Составление промежуточного ликвидационного баланса, содержащего такие сведения, как состав имущества, перечень требований кредиторов.

5. Расчеты с кредиторами.

6.  Составление окончательного ликвидационного баланса.

7. Оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов имущество, передается учредителям или участникам, имеющим на него вещные права.

8. Завершение ликвидации путем внесения данных о прекращении деятельности в единый государственный реестр юридических лиц.

Соответственно, как только учредителем или участниками будет принято решение о ликвидации, юридическое лицо, обязано уведомить об этом регистрирующий орган, а именно налоговую инспекцию. Во избежание недоразумений письма следует отправлять по почте с уведомлением о получении или с копией, на которой можно поставить штамп о принятии контролирующим органом.

С момента начала процедуры ликвидации и внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица, кроме того, оно не может выступать учредителем других юридических лиц.

Действующее законодательство признает приоритетность добровольной ликвидации, однако оно же предусматривает целый ряд случаев, когда решение о ликвидации может быть принято не участниками или учредителями, а судом. Такую ликвидацию юридического лица можно назвать принудительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по иску государственного органа или органа местному самоуправления, которые уполномочены принимать данные решения.

Принудительная ликвидация осуществляется в следующих случаях:

1. Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

2. Осуществление деятельности, противоречащей принятым законам;

3. Осуществление деятельности с грубыми или неоднократными нарушениями закона, в том числе если данные нарушения носят неустранимый характер;

4. Систематическое осуществление некоммерческими организациями, такими как общественной, благотворительной или религиозной, деятельности, противоречащей их уставным целям;

5. Признание несостоятельности (банкротства) юридического лица.

6. Если число участников общества с ограниченной ответственностью больше 50 и в течение года оно не преобразовалось в акционерное общество или производственный кооператив и т.д.

Заявление о ликвидации юридического лица может быть направлено в суд органами, на которые возложен контроль по соблюдению необходимых требований законодательства. Например, в случае выявления неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд может обратиться налоговый орган. В случае нарушений в области конкуренции и антимонопольного законодательства в суд вправе обратиться антимонопольный орган. В случае нарушений на рынке ценных бумаг с заявление о ликвидации может обратиться федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Стоит отметить, что наибольшее количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется именно налоговыми органами. Наиболее распространенным видом нарушений является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Кроме того, популярным нарушением является несоответствие адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения. На основании закона «О налоговых органах РФ» «налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании недействительной государственной регистрации юридического лица».[8]

При этом необходимо отметить, что в процессе принятия решения, суды должны объективно оценивать характер, виды и степень тяжести совершенных нарушений. Если же допущенные нарушения возможно своевременно устранить - в ликвидации юридического лица будет отказано. Это следует из информационного письма, Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13.08.2004, где говорится о том, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.[9]

Особого порядка для принудительной ликвидации юридического лица не существует. Разница в ее осуществлении заключается только том, что принятие решения о ликвидации осуществляется не учредителями (участниками) юридического лица, а судом.

По словам М.В. Васильева «принудительная ликвидация юридического лица, предусмотренная п. 3 ст. 61 ГК РФ, представляет собой одну из самых строгих мер государственного принуждения, применяемого по решению суда к юридическим лицам в том числе в связи с нарушением ими законодательства».[10]

 Стоит отметить, что на сегодняшний день ликвидация представляет собой довольно длительный процесс, суть которого сводится к максимальному удовлетворению требований кредиторов. До момента исключения из государственного реестра юридическое лицо может продолжать свою деятельность, однако все его контрагенты должны быть уведомлены о том, что оно находится в процессе ликвидации. С этой целью, лица, инициировавшие ликвидацию, обязаны сообщить о своем решении регистрирующему органу для внесения информации в государственный реестр. На основании внесения изменений к названию юридического лица будет добавлена фраза «в ликвидации».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: