В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т.е. специальных правовых, организационных и иных мер, направленных на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений.
Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма и иных аномалий в деятельности государственных органов:
1) создание организационно-правового механизма (суда, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.)
2) существование деятельности независимых от государства институтов гражданского общества (адвокатуры, профсоюзов, партий, религиозных объединений и т.д.)
3) гражданин имеет право на жалобу. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные, аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты,
действия и бездействия в сфере управления, производства, обслуживания.
4) существует комиссия по правам человека при Президенте РФ, которая осуществляет полномочия по осуществлению контроля за обеспечением соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ органами государственной власти, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.
|
|
5) введена должность Уполномоченного по правам человека в РФ, который рассматривает жалобы граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства на действия государственных органов и должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал эти действия в судебном или административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.
6) гражданин имеет право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительных органов власти и ее должностными лицами.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право получать все права и обязанности гражданина РФ. Административно-правовой статус гражданина РФ и иностранного гражданина имеет существенные различия. Основным отличием административной правоспособности иностранного гражданина от правоспособности наших граждан является момент ее возникновения. У российских граждан она возникает в момент рождения и прекращается со смертью. У иностранного гражданина, прибывшего в страну, наступает сначала ограниченная правоспособность (в момент получения разрешения на въезд и оформления документов в посольстве или консульстве), затем полная, с момента прибытия на территорию РФ. Прекращение правоспособности происходит при выезде иностранного гражданина за пределы РФ или изменении гражданства.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан включает в себя ряд ограничений их прав и обязанностей:
|
|
1) они не могут быть гос. служащими, занимать некоторые должности (Президента РФ, работать в милиции)
2) они не допускаются к деятельности, связанной с гос. тайной
3) на них не распространяется воинская обязанность
4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранцев и лиц без гражданства, только к ним может применяться такое административное наказание, как выдворение). Не подпадают под юрисдикцию лица, пользующиеся в соответствии с законодательством РФ и международными договорами, привилегиями или дипломатической неприкосновенностью (иммунитетом).
5) иностранные лица и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в РФ при наличии разрешения. Оно может быть не выдано исходя из интересов обеспечения безопасности
6) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов, миграционная карта)
7) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан.
По времени пребывания на территории РФ всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на:
1. постоянно проживающих (до 5 лет)
2. временно проживающих (до 3 лет)
3. временно пребывающих (до 90 суток)
Для постоянного проживания необходимо разрешение ОВД субъекта РФ. Заявление о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно пребывающими в РФ, непосредственно в ОВД. Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего иностранца или лица без гражданства – вид на жительство, выданный ОВД.
Временно прибывшие в РФ лица, не являющиеся гражданами РФ, проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение 3 суток представляются на регистрацию. От регистрации освобождаются дипломаты, туристы и др. лица. Одни лица регистрируют заграничные паспорта в МИДе, другие – в гостиницах, третьи – в принимающих организациях, четвертые – в ОВД.
Транзитный проезд через РФ разрешается при наличии документов, действительных для въезда в сопредельное государство и соответствующих проездных документов (транзитные визы).
Тема № 4:
ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН, НЕ ПРЕСЛЕДУЮЩИЕ
ЦЕЛИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ.
Понятие и порядок создания общественных объединений
Виды общественных объединений