Судебная и иные правовые формы защиты прав местного самоуправления

Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Закон 2003 г. указывает на обязательность исполнения муниципальных правовых актов на всей территории местного самоуправления. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления несут предусмотренную законом ответственность, в том числе и в судебном порядке. Обязательны для исполнения на территории муниципального образования решения, принятые на местных референдумах, сходах граждан. Привлечение к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, физическими, юридическими лицами, государством не исключает применения судебных процедур.

Закон 2003 г. предусматривает, что если орган местного самоуправления полагает, что закон или нормативный акт РФ либо субъекта РФ по вопросам местного самоуправления не соответствует действующему законодательству, то вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного акта РФ либо закона или иного нормативного акта субъекта РФ Конституции РФ либо законодательному или иному нормативному акту РФ, закону или нормативному акту субъекта РФ разрешается в судебном порядке.

В судебном порядке также рассматриваются вопросы:

ü соответствия нормативных актов РФ, субъектов РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, порядку наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

ü исполнения органами местного самоуправления письменных предписаний государственных органов по устранению нарушений законов по исполнению отдельных государственных полномочий;

ü назначения местного референдума на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора, если референдум не назначен представительным органом; решение о проведении референдума, а также принятое на референдуме решение могут быть обжалованы в судебном порядке;

ü подтверждения в судебном порядке основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;

ü неправомочности состава депутатов представительного органа местного самоуправления, в том числе со сложением депутатами своих полномочий;

ü установления неспособности по состоянию здоровья главы муниципального образования, главы местной администрации осуществлять полномочия, признания главы муниципального образования, главы местной администрации недееспособным или ограниченно дееспособным, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ü признания депутата представительного органа местного самоуправления недееспособным или ограниченно дееспособным, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ü отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, нарушения установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;

ü связанные с принятием решений органами местного самоуправления или населением муниципального образования непосредственно;

ü отмены или приостановления действия муниципальных правовых актов;

ü принятия решений органами государственной власти субъекта РФ, связанных с временным осуществлением органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

Решением арбитражного суда субъекта РФ в муниципальном образовании может вводиться временная финансовая администрация на срок до одного года, если вследствие решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающая 30 % от собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих собственных обязательств, превышающая 40 % бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований.

В случае нарушения их конституционных прав органы местного самоуправления, граждане вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой. Конституционный Суд РФ рассматривает также запросы органов и должностных лиц, связанные с нарушением прав местного самоуправления, осуществляет проверку конституционности нормативных правовых актов и договоров, вынося решения по жалобам и запросам судов в связи с проверкой конституционности закона, примененного в конкретном деле.

Помимо судебных форм существуют и иные формы защиты прав местного самоуправления. Так, в каждом субъекте РФ в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований образуются советы муниципальных образований субъекта. Для выражения и защиты общих интересов муниципальных образований, советов муниципальных образований, в том числе представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти, организации сотрудничества муниципальных образований с международными организациями и иностранными юридическими лицами советы муниципальных образований субъекта РФ могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

В целях защиты интересов муниципальных образований органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться с запросами в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Органы местного самоуправления также обладают правом законодательной инициативы в (законодательном) представительном органе субъекта РФ. Органы государственной власти должны учитывать интересы муниципальных образований при разработке и принятии конкретных планов, программ развития местного самоуправления, разработке государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации.

Гарантией защиты прав местного самоуправления выступает и прокурорский надзор за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы местного самоуправления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: