История заселения территории

Лекция. История развития Тюменской области

На территории современной Тюменской области человек появился 8-10 тысяч лет назад. Но ряд ученых считает, что это произошло еще раньше – до 14 тысяч лет назад.

Вообще, время появления первых людей в Сибири – одна из нерешенных проблем древней истории. Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что освоение человеком Западно-Сибирской равнины началось в конце плейстоцена. Это было время самого позднего в северном полушарии оледенения, охватившего промежуток времени от 25-20 до 10 тысячелетия до нашей эры. Данный период отчасти совпадает с эпохой верхнего палеолита или позднего древнекаменного века, когда существовал человек современного вида, и шло формирование основных человеческих рас.

 Пока самая древняя стоянка не так давно обнаружена возле озера Мергень (Андроновская культура). До этой находки древнейшей считалась стоянка людей позднекаменного века (неолита) у озера Андреевского (18 км от Тюмени) возраст которой 7 тысяч лет.

Стоянки более позднего периода – эпохи бронзы – обнаружены в местечке Сузгун под Тобольском. Обнаружен также ряд стоянок железного века.

На Юге Западной Сибири с 5 века до Н.Э. по 5 век нашей эры существовала развитая Саргатская культура. Поскольку неизвестно как называли себя сами древние сибиряки, этих людей называют «саргатами». Это были племена кочевников, живших на территории современных Тюменской, Омской и Курганской областей. Родственниками они приходились знаменитым скифам. Торговали саргаты практически со всем известным тогда миром – Средней Азией, Индией и даже Египтом. Куда исчезли саргаты до сих пор точно неизвестно.

По древним стоянкам можно сделать вывод о том, что заселение нашего края шло с юга на север, прежде всего по берегам рек. В 1 тысячелетии нашей эры человек достиг побережья Северного Ледовитого океана.

По Иртышу и Оби жили племена угров. Продвинувшись в тайгу с юга, они смешались с древним монголоидным населением. Какая то часть угорских племен называлась сапыри или сиберы, которая по одной из версий и дала в дальнейшем название всему краю – Сибирь.

Угры как уже отмечалось, смешались с монголоидами, (это происходило на территории лесостепной зоны) и к 500 г. образовали две родственные народности, близкие по языку и культуре. Это ханты (которых до 30 гг. 20 века называли остяками – ас – река, як – люди) и манси (вогулы) Ханты жили на территории Прииртышья и Нижнего Приобья, манси – на Северном Урале и в бассейнах рек Туры, Тавды и Конды. Главным занятием этих народов были охота и рыболовство.

Соседями угров были самодийские племена. Они переместились на территорию нашего края предположительно с Саянского нагорья под натиском двигавшихся с юга тюркских племен. В конце первого тысячелетия они продвинулись по Оби до побережья и смешались с обитавшими здесь племенами. В результате этого смешения образовались – ненцы (самоеды – самэемне – земля саамов) и селькупы (остяко – самоеды). Главными занятиями этих племен были оленеводство и охота. По своим религиозным верованиям все эти народы были язычниками.

Прежде чем говорить о дальнейшем развитии территории края необходимо остановиться на некоторых понятиях.

Еще в 16 веке Сибирью именовалась лишь незначительная территория южной тайги и лесостепи между Уральским хребтом и Обь – Иртышским междуречьем т.е. земли в пределах современных Омской, Курганской, Северо – Казахстанской областей Республики Казахстан и Юга Тюменской области.

Более северные таежные территории вплоть до тундры назывались Югра и к Сибири никакого отношения не имели. Нередко пограничное с Сибирью левобережье Оби вниз по течению от устья Иртыша упоминалось под именем Кода, а лесотундровый район Нижнего Приобья – Обдор. Заполярная тундра к северу от Югры именовалась – Самоядь.

В известных нам письменных источниках Сибирь впервые упомянута под именем «Ибир–Сибир» в 1260 году в книге «История миропокорителя» персидского историка, внука Чингизхана Джувейни Алаэддина Ата Мелик ибн Мохаммеда и в 1311 году в сборнике летописей персидского историка, визиря монгольских ильханов Рашида ад Дина Фазлаллаха ибн Абу – ль – Хайр Хамадани. На европейских картах Сибирь впервые отмечена в 1375 году в «Каталонском атласе» под именем «Себур».

Первыми из европейцев проникли в Югру поморы. Первое упоминание русских об угорских и самодийских народах встречается в летописи «Повесть временных лет» 1096 года.

По проторенным путям на территорию Югры двинулись отряды ушкуйников. Особенно много вооруженных дружин посылал Великий Новгород. Однако такие походы не всегда были удачными. Так в 1187 году угры убили около 100 дружинников Новгорода. В 1194 году почти полностью истребили отряд новгородского воеводы Ядрея.

Тем не менее, хотя власть над Югрой была ненадежной, все же формально с 1265 года Югра считалась новгородской волостью.

После череды непрерывных войн к середине 13 века свыше половины территории Евразии было поглощено огромной державой – Еке Монгол улус. Основателем новой империи стал Темуджин из рода борджичин племени тайджиут (родился на территории России). В 1206 году он принял титул «Чингиз – Каан» (океан – царь).

Великая монгольская держава делилась на уделы, а уделы подразделялись на тумэны. Тумен – владение позволявшее мобилизовать 10 тысяч воинов.

Присоединение Сибири к монгольской империи произошло в период с 1207 по 1229 годы. Территория нынешнего Юга Тюменской области вошла в состав владений старшего сына Чингизхана – Джучи (впоследствии был убит по приказу Чингизхана), а затем перешла к сыну Джучи – Батыю (Бату) (очень интересно - Батый – приемный сын Александра Невского).

Став ханом Золотой Орды, Батый выделил часть земель братьям: Орду-Ичену и Шейбану. При этом Шейбану достались и земли угорских и тюркоязычных племен Западной Сибири. Владения Орду-Ичена и Шейбана были фактически независимыми от Золотой Орды. После смерти своих первых правителей они распались на самостоятельные ханства, между которыми велась борьба.

Около тысячи лет назад на юге современной территории Тюменской области появились тюркские племена кипчаков, вытесненные из степных районов монголами. Местное угорское население при этом отошло на север, а часть была ассимилирована пришельцами. Постепенно (к 15 веку) здесь сформировалась новая этническая общность - татары Западной Сибири (не путать с остальными), вобравшие в себя тюркские, угорские, монгольские и другие этнические компоненты. Хозяйство сибирских татар, живших в лесостепи, базировалось на скотоводстве. Земледелие большого значения не имело, хотя татары выращивали целый ряд зерновых культур. По своим религиозным верованиям татары до XVI века были язычниками.

В 1430 году Сибирь выходит из Золотой Орды и становится самостоятельным ханством. Еще в 14 веке у татар стали появляться княжества. Центром Ишимского княжества был город Кызыл – Тура в устье реки Ишим. На месте современной Тюмени был город Чимги – Тура – центр Великой Тюмени, княжества, которое объединяло территорию по среднему течению Тобола, между реками Тура и Тавда.

В конце 15 века один из татарских князей – Мамет (или Махмет) – объединил татарские княжества и сделал своей ставкой старинное укрепленное поселение угров Искер или Кашлык16 км от современного Тобольска). Так возникло Сибирское Ханство.

В начале 16 века в состав Сибирского Ханства вошли земли Великой Тюмени. В состав ханства вошли также территории по всему югу нашего края, а также земли ханты, живших по нижнему течению Иртыша и его притоку Демьянке, и манси, живших по рекам Тавда и Тура.

У народов Севера в 15 – 16 веках также возник ряд территориально – племенных образований: у ханты - Кодское, Обдорское, Ляпинское, Казымское и Белогорское; у манси - Пелымское и Сосьвинское; у селькупов - Пегая Орда.

Эти объединения представляли собой более или менее постоянные союзы родственных групп, во главе которых стояли «князьки».

В 1478 году Великий Новгород вместе со всеми землями (в том числе и с Югрой) вошел в состав Московского государства.

В 1499 - 1500 годах в Югру был предпринят поход с участием 4 тысяч воинов. Угорская и самодийская знать заявила о своем согласии принять подданство Москвы и платить ее великому князю ясак. Но в то время размер дани еще не был определен. Русские данщики не имели права требовать с северных народов ничего сверх того, что они давали сами по доброй воле.

До середины XVI века Русское государство и Сибирское ханство не имели общих границ. Их разделяло Казанское ханство. Но после взятия Казани в 1552 году и мирного присоединения башкирских земель в 1557 году владения русских продвинулись до Урала.

Сибирское ханство в это время не было прочным государством. Власть в нем оспаривали потомки Чингизхана и представители местного татарского рода Тайбугинов. В конце XV века верх одержали Тайбугины. Чтобы упрочить свое положение они пошли на сближение с Московским государством. Совместно правившие в Искере братья Едигер и Бекбулат в 1555 году приняли зависимость от Москвы и обещали платить дань.

Однако в 1563 году власть в Сибирском ханстве захватил сын Бухарского хана, далекий потомок Чингизхана Кучум. По приказу Кучума был убит московский посол. Летом 1573 года племянник (брат?) Кучума Маметкул вторгся в русские земли на Урале.

На Урале тогда располагались владения купцов Строгановых. Именно Строгановские укрепления помешали отрядам хана проникнуть на запад.

Предположительно именно Строгановы наняли на службу отряд казаков во главе с Ермаком (Василий Тимофеевич Аленин).

Поход Ермака начался 1 сентября 1581 года. Пройдя по Чусовой, Серебрянке и разбив на Туре войско татарского мурзы, отряд Ермака достиг Чимги - Туры. В мае 1582 года Ермак покинул Чимги - Туру и пошел вниз по Туре. При впадении Туры в Тобол Ермак разбил объединенное войско 6 татарских мурз. Кучум отправил на встречу Ермаку войско во главе с Маметкулом. 23 октября 1582 года отряды Ермака разбили татар и заняли столицу Сибирского ханства. В Москву был доставлен собранный ясак:

2400 соболей

20 чернобурок

50 бобров.

Но Кучум, бежавший в степи, не собирался сдаваться. В ноябре 1582 года Маметкул уничтожил группу казаков на Абалацком озере. Весной же 1583 года казаки разгромили Маметкула на берегах Вагая.

В ночь с 5 на 6 августа 1585 года Ермак и почти все казаки были перебиты близ устья Вагая. Всего в Сибири осталось не более 150 казаков, и они были вынуждены вернуться в Россию.

Но в это же время правительством в Сибирь был отправлен отряд под командованием Мансурова, который в устье Иртыша поставил укрепленный городок. Этот городок, известный под названием Обского, был первым русским городом в Сибири. Он просуществовал с 1585 по 1594 годы.

За очень короткий период в Сибири была создана сеть укрепленных пунктов. По разным версиям в 1584, 1585, 1586, 1587 годах был основан город Тюмень.

Тюмень основал не Ермак, как думают многие, а воеводы Василий Сукин и Иван Мясной. Цель – построить по указу царя Фёдора Ивановича стратегический пункт (опорную базу) для освоения восточных территорий России. Военный гарнизон Тюмени был крупнейшим в Сибири и самым многонациональным.

В 1587 году был основан Тобольск. Летом 1593 года на берегу Тавды, около устья Пелыма было возведено укрепление, положившее начало Пелымскому городку. В 1593 (1587) Никифор Трахиниотов основал город Березов. В 1594 году служилые люди по указу воевод Владимира Аничкова и Федора Борятинского заложили город Сургут. Для сбора дани с ненцев в 1595 году на реке Полуй, в 6 верстах от ее впадения в Обь, был поставлен городок Обдорск (ныне - город Салехард).

Все это время продолжались стычки с Кучумом. Летом 1591 года отряд Кучума был разбит у устья Ишима. Сын и две его дочери попали в плен, но сам хан бежал к калмыкам.

И лишь в битве 20 августа 1598 года на Оби Кучум был окончательно разбит. Хан опять бежал к калмыкам, но там вскоре был убит.

Закрепление всего побережья Обской губы было завершено основанием в 1601 году города Мангазея в устье реки Таз.

Еще до 1590 года Тобольск вышел из под влияния Тюмени и стал главным городом Сибири.

Русское освоение Сибири носило, в основном, мирный характер. Местное население приносило присягу на верность России, дань в пользу русского государства была чисто символической.

Систематическое заселение Западной Сибири русскими, начавшееся в конце XVI в., сопровождалось освоением природных богатств региона. В то время в нем проживало 40 тыс. человек нерусского населения, т.е. на каждого человека приходилось в среднем 35 км2 площади. Если учесть, что при охотничьем хозяйстве на одного едока требуется 10 км2 угодий, а при самом примитивном животноводстве лишь 1 км2, то становится ясно, что дорусское население к XVII в. было еще далеко от освоения всей площади Западной Сибири даже при прежнем уровне хозяйствования. Многие территории вообще не были заселены. Так, по мнению Колесникова, на Ишиме не был постоянных селений татар и казахов, которые лишь изредка кочевали в верховьях реки. В XVII в. в степном и лесостепном Приишимье кочевали калмыки, а после их ухода на свободных землях стали расселяться русские хлебопашцы.

Сначала продовольственный вопрос в Сибири пытались решить путем завоза хлеба из Европейской России. Но по мере усиления переселенческого движения подобные способы хлебоснабжения все меньше себя оправдывали, были слишком дороги и требовали больших затрат времени. В сложившейся ситуации проблему самообеспечения зауральских территорий продовольствием могла решить лишь крестьянская колонизация края.

Уже в 90-е гг. XVI в. в правительство приступило к организации «государевой», или десятинной пашни. Объявив все земли за Уралом государственными, оно стало предоставлять их всем желающим при условии обработки за это определенной площади на государя. В 1624 г. решением тобольского воеводы было установлено, что за обработку 2 десятин «государевой» пашни крестьяне Зауралья могли получить по 5 и более десятин для собственного хозяйства.

Первоначально «на вечное житье» за Урал переводились крестьяне из европейской части России. Часто правительство прибегало к вербовке крестьян-добровольцев. Как правило, им выдавалась безвозвратная денежная или натуральная помощь и подлежащая возврату ссуда. Так, например, в Верхотурском уезде помощь достигала 10 рублей, 20 пудов ржи, 4 пудов ячменя, 16 пудов овса и 1 пуда соли. Иногда в виде помощи выдавали лошадей, коров, мелкий скот. Наряду с «подмогой» и ссудой переселенцам предоставлялась льгота - освобождение от несения повинностей на тот или иной срок.

Наиболее успешно земледелие развивалось в бассейне Туры и Тобола, где к концу XVII в. сложился Верхотурско-Тобольский аграрный район. Этот район включал в себя Верхотуринский, Туринский, Тюменский, Тобольский, Пелымский и Тарский уезды Тобольской губернии. На их территории проживало 75 % всех сибирских крестьян, располагалось 80 слобод и сотни деревень. Валовый сбор зерна, превышавший 1 млн. пудов, был достаточным, чтобы удовлетворить потребности в хлебе всего населения района и выделить излишки для снабжения других территорий Сибири. Благодаря этому, с 1685 г. Сибирь стала обходиться своим хлебом, полностью отказавшись от завоза его из Европейской России.

Русские перенесли за Урал все знакомые им сельскохозяйственные культуры. В XVII в. здесь появились озимая и яровая рожь, овес, ячмень, пшеница, горох, гречиха, проса, конопля. На огородах выращивали капусту, морковь, репу, лук, чеснок, огурцы.

В конце XVII в. в России был ужесточен контроль за сбором налогов и передвижением налогоплательщиков. Для отлучек с постоянных мест жительства требовалось оформлять паспорта или отпускные билеты. Всякий, появившийся в Сибири без документов, считался бродягой и подлежал к принудительному возвращению к месту приписки. Тем не менее, переселение в Сибирь продолжалось все в больших масштабах. 

К 70-80 гг. XVII в. районы первоначального русского хлебопашества - Верхотурье, Тюмень, Тобольск, - оказались уже плотно заселенными. Пахотных земель в районах старого заселения не хватало, а лежащие южнее, в лесостепной зоне свободные земли подвергались частым набегам степняков. Вставала необходимость защиты неосвоенных земель и создания системы укреплений. Из Москвы в 1676, 1679, 1680 и 1682 гг. в Сибирь было направлено несколько указов о строительстве новых острогов и слобод. В 1682 г. на Иртыше была основана Такмышская слобода, в 1691 г. - слобода Орлово городище (Викуловская), в 1695 г. - Абатская и в 1698 г. - Усть-Ламенская на Вагае. О времени возникновения Коркинской слободы, ныне г.Ишима, существует несколько версий. Разные авторы датой ее возникновения указывали 1631, 1639, 1670 и 1687 гг.

Перед основанием слобод проводилось изучение местности. В понятие «слобода» и «острог» вкладывались особые значения. В остроге размещался военный гарнизон из казаков. В слободе так же возводились укрепления и поселялись казаки, а вместе с ними и крестьяне, обрабатывающие государеву пашню. Поэтому место для слободы подбиралось с учетом наличия больших массивов пахотных земель. Вместе с тем, слободы и остроги на Тоболе, Вагае и Ишиме создавались как аванпосты для обороны подступов к городам. Эти задачи и выполняла Коркинская слобода.

Ишимские слободы обезопасили от набегов кочевников нижнее Приишимье и Тобольск с юга. Усть-Ламенская слобода прикрыла с юга долину Вагая и соединила Ишимские слободы прямой дорогой с Ялуторовским острогом, что способствовало увеличению притока на Ишим переселенцев из Исетско-Притобольского района и крестьян, приходящих в Сибирь из-за Урала. Их привлекала как относительная безопасность района, так и высокая урожайность зерновых на черноземах Приишимья.

Для обеспечения безопасности переселенцев между слободами по Ишиму и по дороге на Усть-Ламенскую слободу создавались форпосты, некоторые пограничные деревни обносились заплотами. На северо-восток от Коркинской слободы были воздвигнуты Кошкарагайский и Фирсовский форпосты. За Абацкой слободой, восточнее Ишима, - Ирский, Степанихинский и другие форпосты по реке Оша. На запад от Коркинской слободы расположились Безруковский форпост и Усть-Ламенская слобода.

Так, в конце XVII - начале XVIII вв. была создана оборонительная линия, получившая название Ишимской, центральным укреплением которой стала Коркинская слобода. В 1708 г. в районе слободы имелось 12 деревень с 1390 жителями, а к 1740 г. количество деревень возросло до 41 с общим населением в 3131 жителей.

В XVII веке в Сибири возникло множество населенных пунктов:

Киртасская - 1603

Тавдинская - 1620    

Худосейское - 1627

Аромашевская - 1631

Атбашский - 1633

Самаровская - 1637

Демьянская - 1637

Исетский - 1650.

Массовый приток населения из европейской части страны в Сибирь с конца XVI века заставил правительство принимать меры для решения продовольственного вопроса. На первых порах хлеб завозился из европейской России. Но, как уже отмечалось, в начале XVII века правительство приступило к организации в Сибири «государевой» пашни. Объявив всю сибирскую землю государевой, оно стало предоставлять ее всем желающим при условии обработки определенной площади на государя (за 2 государевых десятины давали 5 и более собственных). При этом в течение нескольких лет крестьяне не несли никаких повинностей, и им выдавалась помощь скотом, деньгами и семенами.

Также в течении XVII века в Сибири возникло более 30 монастырей, которые владели крестьянскими хозяйствами. Так Тобольский митрополичий Софийский дом владел: 3 слободами, 2 селами и 51 деревней в которых насчитывалось более 700 крестьянских дворов.

Значительную группу хлебопашцев в XVII веке составляли ямщики. Еще в 1601 году в Сибири были утверждены ямы. В Тюменский ям ямщики первоначально были переведены из европейской части. Позже ямы появились в Верхотурье, Пелыме, Тобольске.

Приток русского населения в Сибирь вызвал возрастающую потребность в промышленных изделиях. Наиболее успешно ремесла развивались в Тобольске. В 1624 году там насчитывалось 42 ремесленника.

В 1655 - 84

В 1698 - 98

В 1720 - 563 ремесленника.

На первом месте стояли ремесла по обработке продуктов сельского хозяйства: кожевенное, сапожное, мыловаренное и свечное.

В северных городах ремесла развивались слабее. Эти города служили опорными пунктами пушных промыслов. Самым значительным таким пунктом был город Мангазея. В первой половине XVII века в город ежегодно приходило до 150 судов. В отдельные годы Мангазея отпускала из своей таможни более 100 (по другим данным свыше 200) тысяч собольих, песцовых, горностаевых и других шкур. Но летом 1642(?) года пожар уничтожил город. Правда по последним данным археологов Мангазея просуществовала до 1672 года, когда пушнина иссякла и царским указом «велено воеводе и всем жителям оставить город и начать строительство нового на месте Туруханского острога на реке Енисей».

Большое значение в жизни сибирских городов имела торговля. Первый караван бухарских купцов пришел в Тюмень еще в 1596 году. Главным торговым центром Сибири был Тобольск. В нем скрещивались пути, соединявшие Сибирь с Европейской Россией, Средней Азией, Джунгарией и Китаем. Стоимость товаров проходивших через Тобольскую таможню колебалась в пределах 34 - 121 тысяч рублей. С 1655 по 1674 годы он принял 38 бухарских караванов с товарами.

Большие прибыли приносили подати с коренного населения. Татарское население платило ясак пшеницей, медом и хлебом. С народов Севера ясак взимался исключительно пушниной. Так с ханты Березовского уезда брали по 5 соболей с каждой мужской души, с пелымских манси - по 7, с сургутских ханты - по 9 соболей. С 1626 года пушнину при сборе ясака стали оценивать. По изданному указу надлежало брать с «лучших» людей на 2,5 - 3 рубля, со «средних» на 2 рубля, с «худых» на 1 - 1,5 рублей.

В 1660 году царская казна получила с сибирской пушнины 660 тысяч рублей, что составило 50% всех доходов Российской Империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: