Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Лекция 4 Эффективность коммуникации. Деловая этика и этикет

Эффективность коммуникации

А. Моль предлагает правило эффективности коммуникации:

количество информации в сообщении и форма ее подачи должны находиться в гармоничном соответствии, приемлемом дня получателя. Конкретные соотношения, обеспечивающиевыполнение этого правила эффективности, определяются интеллектуальными культурным уровнем того слоя общества,которому адресовано сообщение.

Особый интерес представляют случаи, когда текст, участвующий в актах коммуникации, его информационное содержание, представлены в нескольких формах (вербальной, графической).

Такие комбинированные сообщения называют креолизованными, или поликодовыми, текстами (например, плакаты, в которых рисунок сочетается с вербальным сообщением).

Поликодовый текст являет собой единство вербального и изобразительного компонентов, которые образуют сообщение как одно визуальное, смысловое н функциональное целое, обеспечивающее комплексное прагматическое воздействие на адресата. Выступая в качестве дополнительного носителя информации, иллюстрация имеет прямое отношение к содержанию текста, создает оптимальные условия для его восприятия н понимания.

Для подобных текстов возможно составить схемы и анализировать по ним сложные коммуникативные взаимодействия всех функций, влияющих на доступность восприятия.

Под эффективной коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия н адекватной интерпретации передаваемого сообщения. Правильная интерпретация считается состоявшейся, если адресат понимает основную идею текста в соответствии с замыслом адресанта.

Неадекватное понимание сообщения может привести к серьезным ошибкам во время выработки н принятия решения, стать причиной нежелательных конфликтов.

Факторы эффективности коммуникации.

Отсутствие конфликтов не является надежным показателем эффективности общения в связи с тем, что вместо открытого конфликта возможен формальный контакт или завуалированная напряженность, кроме того, конфликт иногда может играть позитивную роль.

Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам реализации двух коммуникативно-значимых функций – взаимодействия и воздействия.

Результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер общения:

а) типы коммуникативных личностей;

б) восприятие смысловой и оценочной информации;

в) целенаправленного воздействия друг на друга.

Восприятие информации

Вы знаете, что за счет понимания своего типа восприятия можно увеличить качество и скорость вашего обучения и уметь доносить человеку свои мысли с высокой точностью? Как определить типы восприятия информации и как эти знания использовать в общении и обучении, разберем подробно в этой статье.

К одному мудрому учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось научить своего сына самой простой арифметике. Сколько они не старались складывать палочки, яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать. Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок, потом второй, а потом еще прыгай два раза. Сколько всего раз ты прыгнул?» И вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители сидели, раскрыв рты.

Почему это стало возможным? Учитель был мудрым. Он понимал, что этому мальчику нужно преподать урок так, чтобы он сумел воспринять. Не просто услышал, а воспринял наиболее понятным ему способом.

В самом простом приближении выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал, кинестет, дигитал.

Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

· Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.

· Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота

· Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры

· Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Например, вам говорят: «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.

Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: