Философы на протяжении многих лет рассуждали о нормах общения и взаимоотношений между людьми. И из всех этих рассуждений была выведено «золотое» правило этики общения: «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами».
Этика (от греч. ethika, от ethos - обычай, нравственный характер) - учение о нравственности, морали.
Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков:
- этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом;
- моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль;
- моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета
- ритуализированные внешние нормы поведения
Социальные и моральные обязательства компании принято рассматривать в аспекте четырех уровней ответственности деловой организации:
|
|
1 Уровень экономической ответственности - относится к базовой обязательной ответственности, которую организация и её руководство несут перед собственником (или собственниками) и заключается в том, чтобы приносить прибыль, т.е. выполнять свое основное предназначение как инструмента бизнеса;
2 Уровень правовой ответственности - следование закону является обязанностью любой организации, нарушение которой влечет за собой серьёзные санкции со стороны государства и его силовых структур;
3 Уровень этической ответственности заключается в следовании моральным принципам общества и самой компании. Ответственность этого уровня - возможная, т.к. она не подлежит жесткому формальному регулированию;
4 Уровень социальной ответственности - заключается в способствовании улучшению благосостояния и повышению качества жизни общества. Находится на самой вершине пирамиды ответственности и не регулируется никакими формальными или неформальными отношениями. Это желательный уровень ответственности, который оправдывает социальное существование организации.
Существует четыре элемента в системе регулирования деловой этики в организации:
-этические принципы (императивы), доминирующие во внешней для организации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;
-нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников организации (например, корпоративный этический кодекс);
-группы сотрудников компании, чья деятельность определяется моральным климатом организации (здесь многое определяется морально-психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера);
|
|
- индивидуальные мотивы сотрудников компании, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга.
Можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:
-Разработка этических нормативов - положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Например, часто не одобряются или караются взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании ("коммерческой тайны"), использование информации, полученной в доверительной беседе от членов "своей" группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т.п. Как правило, этические нормативы оформляются в виде "этического кодекса", "заповедей основателя", "образе жизни компании" и т.п.
- Создание комитетов по этике. В подобные комитеты как правило входят представители высшего руководства компании, собственники и основные работники. Они исполняют роль мирового судьи, "совести организации", вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.
- Проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов перед широкой общественностью о ходе программ социальной ответственности, а также о этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями - влиятельными журналами, телеканалами, ассоциациями и т.п.
- Обучение сотрудников этичному поведению. Курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов - повысить общую культуру профессионального поведения и этичность поступков, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий.
- Личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Личный пример высоконравственного поведения руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать новым этическим нормам.
Действительно, индивидуальные морально-этические качества руководителя, бизнесмена имеют огромное значение для сотрудников. На руководителя возлагаются следующие моральные обязательства:
- Анализ ценностных аспектов любой проблемы, встающей перед организацией.
- Контроль аффектов и эмоций - как своих собственных, так и окружающих людей.
- Анализ предпочтений в организации в категориях "осознание", "вовлеченность", "приверженность", являющихся неопределенными понятиями.
- Реализация этического выбора - "делать не то, что хочется, а то, что следует".
- Овладение искусством безразличия к собственной выгоде.
Этикет – это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и одежда.
Многие из правил этикета, выработанных человечеством в течение не одного века, мы используем почти автоматически, не задумываясь.
Этикет – это особая система знаков. В то же время этикетные знаки всегда условны. Одна и та же информация может передаваться у разных народов разными знаками. Правила поведения людей изменялись с изменением условий жизни общества, конкретной социальной среды, поэтому этикет – явление историческое. Этикет подчинен сложившейся у данного народа системе ценностей. Выполнять предписания этикета означает принимать сложившуюся систему ценностей, и наоборот.
|
|
Соответственно формировались наряду с общими и специфические правила поведения и общения в разных ситуациях. Помимо повседневного этикета возник еще и деловой, служебный этикет.
Правила делового этикета могут закрепляться в виде делового или дипломатического протокола, существовать как общепринятые нормы социального поведения, этикетных требований. В любом случае они являются результатом длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловых отношениях. И главное из таких правил – уважение к личности делового партнера.
Служебный этикет включает в себя две группы правил:
Ø регулирующие отношения между членами коллектива «по горизонтали»
Ø правила взаимоотношений между руководителем и подчиненным.
Деловой этикет предъявляет довольно жесткие требования к отбору деловыми партнерами средств общения, а также особенностям используемого языка, манере речи и другим характеристикам.
В конкретном коллективе могут складываться свои эталоны поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения дел, которые определяют корпоративную культуру и фирменный стиль данной организации. Соответственно формируется этикет данной конкретной группы или общности.
Необходимо отметить особый этикет телефонного разговора, делового письма, электронного общения и т.д. Этикет представляет собой целый каталог форм поведения и конкретных фраз на все случаи жизни. При многих затруднениях в общении можно рассчитывать на помощь этикета.
Этикет означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, церемонии, принятые в том или ином обществе. Это результат опыта многих поколений.
Этикетные нормы и правила являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково во всех странах, обусловлены исторически и основаны на национальных и религиозных традициях, культуре, обычаях, привычках.
|
|
Этикет составляет часть внешней культуры общества, без которой невозможны политические, экономические и другие отношения, т.к. нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений. Если рассматривать культуру поведения, то она отражает формы общения людей, включающие нравственную, эстетическую и другие стороны.
Деловой этикет - наиболее существенная сторона профессионального поведения делового человека, предпринимателя, а знание этикета оказывается необходимым профессиональным качеством, требующим постоянного усвоения, повторения и совершенствования. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей, и является важнейшей стороной морального поведения делового человека.
Успех любой фирмы во многом зависит от способности ее работников, от их умения дружно трудиться над достижением общей цели. Знание этикета, культура поведения - вот ключевые условия для успешной работы в любой организации - таково мнение специалистов.
Правила делового этикета, установленные для отдельных ситуаций и разных социальных групп, диктуют последовательность действий вплоть до ритуальных мелочей и выработаны человечеством для того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопонимание для выживания и комфортного существования.
Практическое же знание делового этикета, как внешней формы проявления морали в служебных отношениях состоит в том, что открывается возможность без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.
Рассмотрим основные правила делового этикета:
ü Первое правило - будьте пунктуальны.
ü Второе правило - не говорите лишнего другим.
ü Третье правило - не будьте эгоистом.
ü Четвертое правило - одевайтесь так, как заведено в обществе.
ü Пятое правило - следите за чистотой речи.
Перечисленные выше правила этикета раскрывают основные его положения, соблюдение которых поможет в бизнесе, однако существует еще много других правил, которые так же необходимо соблюдать.
Деловой речевой этикет, его нормы, правила – составляющая деловой этики. Это комплекс правил речевого общения, которые взаимосвязаны между собой и обязательны для применения в определенных корпоративных ситуациях. Применение таких правил способствует облегчению сотрудничества, осуществлению бизнес процессов и даже определяет их успешность.
Деловые люди применяют правила деловой этики при речевом общении с друг с другом:
· Разборчиво, четко, понятно, корректно ведут разговор;
· Придерживаются среднего темпа речи. Медленный темп способен усыпить, а быстрый может привести к непониманию сути разговора;
· Избегают монотонности, чтобы не вызвать скуку у оппонента;
· Соблюдают иерархию, если таковая присутствует;
· Четко понимают цель, решение, которое необходимо достигнуть по итогу разговора;
· Умеют слушать и слышать собеседника, чтобы найти путь обоюдно выгодного решения вопроса;
· Апеллируют фактами, точными данными. Непроверенная информация не используется.
Речевой этикет деловых людей строится практически на тех же принципах, что и деловой этикет: соблюдение иерархии, позитивность общения, уважение чужого мнения. Плюс к перечисленному этикет деловой речи предусматривает соблюдение принципа учета, уместности ситуации, а также принципа предсказуемости, который позволяет избежать непредсказуемого и неловкого развития при корпоративной коммуникации. С деловым речевым этикетом тесно связано ораторское искусство. Деловой человек, обладающий таким искусством, более успешно добивается поставленных целей общения.
ЗАДАНИЯ:
1. Изучить материал лекции.
2. Составить 10 вопросов и ответить на них.
3. Написать эссе на тему: «Этика общения в студенческой среде» объем – не более 1 стр. А4.
4. Выполненные задания отправить мне на почту chubova@list.ru не позднее 28 марта 2020 г.