Задачи внедрения ИКТ в учебный процесс

Тема 3. Средства ИКТ и их задачи в системе образования – 4 часа

 

Аппаратные средства:

1. Компьютер - универсальное устройство обработки информации.

2. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную

учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

3. Проектор – повышает  наглядность в работе учителя, возможность

учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

4. Телекоммуникационный блок  - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение, вести переписку с другими школами.

5. Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода.

6. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

7. Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

8. Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.

9. Внутриклассная и внутришкольная сети - позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.

10. Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для

воспитательной работы и массовых мероприятий.

 

Программные средства:

1. Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность работы со всеми видами информации.

2. Источники информации - организованные информационные массивы - энциклопедии, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе - специализированные для образовательных применений.

3. Виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

4. Тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с

информационными объектами - ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде.

5. Тестовые среды - позволяют конструировать и применять автоматизированные

испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

6. Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных

средств - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

7. Информационные системы управления - обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса - учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

8. Э кспертные системы – программная система, использующая знания специалиста-

эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.

Задачи внедрения ИКТ в учебный процесс

 

Образовательные задачи:

1. формирование у школьников определенных систем знаний при проведении занятий, носящих межпредметный характер (изучение сразу нескольких дисциплин);

2. овладение школьниками репродуктивных умений (возникающих при вычислениях,

проверке и обработке результатов, систематизации и классификации, анализа и синтеза,

умений планировать эксперимент);

3. формирование системы базовых знаний и навыков и дальнейшее их пополнение и

развитие;

4. расширение сферы дополнительного образования школьников (кружки, секции,

факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору (элективные));

5. углубление межпредметных связей;

6. развитие сознательного и более глубокого подхода к обучению (ведет к формированию более глубокого понимания материала);

7. облегчение и систематизация профессиональной деятельности педагогов и

администрации;

8. повышение объективности и эффективности контроля и оценки результатов обучения;

Воспитательные задачи:

1. повышение эффективности внеучебной деятельности школьников;

2. развитие способности межличностного и неформального общения школьников между собой и педагогами;

3. организация содержательного досуга детей и молодежи;

4. организация эффективного и оперативного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

5. формирование отношения к ИКТ как инструменту для общения, обучения,

самовыражения, творчества;

 

Развивающие задачи:

1. формирование умений разрабатывать стратегию  поиска решений как учебных, так и практических задач;

2. формирование способности прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов;

3. выработка устойчивой мотивации и осуществления потребности в приобретении новых знаний, к собственному развитию;

4. развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

5. развитие способности свободного культурного общения;

6. развитие осознания учениками себя творцами собственных знаний;

7. формирование творческих умений (сайты с обучающими мастер-классами).

 

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

· средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

· средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

· вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

· информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

· интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

· поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

· электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

· электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

· электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

· электронные и информационные ресурсы с видеоинформацией (видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

· электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (электронные учебные курсы).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

· урочные;

· внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

· технология асинхронного режима связи – «offline»;

· технология синхронного режима связи – «online».

Аспекты использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

· максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

· широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

· раскрытия творческого потенциала обучающихся;

· освоения студентами современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

· при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

· для создания индивидуальных уроков;

· для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при:

- подготовке к занятию;

- непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний,

- в процессе контроля качества знаний;

- для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д.

- при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

· при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

· при подгрупповой форме работы.

6. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

 

 

Проблемы внедрения ИКТ в образовательный процесс, сдерживающие, модернизацию образования:

 

• неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

• большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

• отсутствие методических материалов по использованию ИКТ в учебном процессе;

• слабая обеспеченность образовательных учреждений современным мультимедийным оборудованием;

• отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать;

• отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями;

• практически полное отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования.

 

Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

 

• недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

• неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

• несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;

• бесплановость, случайность применения ИКТ;

• перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию

 

Наиболее существенные ограничения обучения с использованием ИКТ:

 

• необходимость начальных навыков у учащихся, обучение которым должно предварять изучение предмета;

• технические сложности работы с аппаратурой, программным обеспечением, невозможность получения устойчивого доступа к ним во время урока;

• отсутствие навыков скоростного набора текста и навыков коммуникативного общения у всех субъектов образования.

 

 

Задание для контроля:

Провести анализ образовательного учреждения (образовательное учреждение по выбору студента) в сфере использования ИКТ: аппаратные и программные средства, проблемы внедрения ИКТ в образовательном учреждении.

 

Анализ выполняется каждым студентом индивидуально. Ссылка на сайт, портал и т.п. образовательного учреждения обязательна.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: