Тема 3. Средства ИКТ и их задачи в системе образования – 4 часа
Аппаратные средства:
1. Компьютер - универсальное устройство обработки информации.
2. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную
учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
3. Проектор – повышает наглядность в работе учителя, возможность
учащимся представлять результаты своей работы всему классу.
4. Телекоммуникационный блок - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение, вести переписку с другими школами.
5. Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода.
6. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
|
|
7. Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.
8. Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.
9. Внутриклассная и внутришкольная сети - позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.
10. Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для
воспитательной работы и массовых мероприятий.
Программные средства:
1. Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность работы со всеми видами информации.
2. Источники информации - организованные информационные массивы - энциклопедии, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе - специализированные для образовательных применений.
3. Виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
4. Тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с
информационными объектами - ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде.
|
|
5. Тестовые среды - позволяют конструировать и применять автоматизированные
испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.
6. Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных
средств - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.
7. Информационные системы управления - обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса - учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.
8. Э кспертные системы – программная система, использующая знания специалиста-
эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.
Задачи внедрения ИКТ в учебный процесс
Образовательные задачи:
1. формирование у школьников определенных систем знаний при проведении занятий, носящих межпредметный характер (изучение сразу нескольких дисциплин);
2. овладение школьниками репродуктивных умений (возникающих при вычислениях,
проверке и обработке результатов, систематизации и классификации, анализа и синтеза,
умений планировать эксперимент);
3. формирование системы базовых знаний и навыков и дальнейшее их пополнение и
развитие;
4. расширение сферы дополнительного образования школьников (кружки, секции,
факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору (элективные));
5. углубление межпредметных связей;
6. развитие сознательного и более глубокого подхода к обучению (ведет к формированию более глубокого понимания материала);
7. облегчение и систематизация профессиональной деятельности педагогов и
администрации;
8. повышение объективности и эффективности контроля и оценки результатов обучения;
Воспитательные задачи:
1. повышение эффективности внеучебной деятельности школьников;
2. развитие способности межличностного и неформального общения школьников между собой и педагогами;
3. организация содержательного досуга детей и молодежи;
4. организация эффективного и оперативного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
5. формирование отношения к ИКТ как инструменту для общения, обучения,
самовыражения, творчества;
Развивающие задачи:
1. формирование умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач;
2. формирование способности прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов;
3. выработка устойчивой мотивации и осуществления потребности в приобретении новых знаний, к собственному развитию;
4. развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
5. развитие способности свободного культурного общения;
6. развитие осознания учениками себя творцами собственных знаний;
7. формирование творческих умений (сайты с обучающими мастер-классами).
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
· средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
· средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
· вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
· информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
|
|
· интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
· поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
· электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
· электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
· электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);
· электронные и информационные ресурсы с видеоинформацией (видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
· электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (электронные учебные курсы).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
· урочные;
· внеурочные
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
· технология асинхронного режима связи – «offline»;
· технология синхронного режима связи – «online».
Аспекты использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
· максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
· широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
· раскрытия творческого потенциала обучающихся;
· освоения студентами современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
|
|
· при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
· для создания индивидуальных уроков;
· для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при:
- подготовке к занятию;
- непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний,
- в процессе контроля качества знаний;
- для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д.
- при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
· при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
· при подгрупповой форме работы.
6. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).
Проблемы внедрения ИКТ в образовательный процесс, сдерживающие, модернизацию образования:
• неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;
• большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;
• отсутствие методических материалов по использованию ИКТ в учебном процессе;
• слабая обеспеченность образовательных учреждений современным мультимедийным оборудованием;
• отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать;
• отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями;
• практически полное отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования.
Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:
• недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
• неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;
• несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;
• бесплановость, случайность применения ИКТ;
• перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию
Наиболее существенные ограничения обучения с использованием ИКТ:
• необходимость начальных навыков у учащихся, обучение которым должно предварять изучение предмета;
• технические сложности работы с аппаратурой, программным обеспечением, невозможность получения устойчивого доступа к ним во время урока;
• отсутствие навыков скоростного набора текста и навыков коммуникативного общения у всех субъектов образования.
Задание для контроля:
Провести анализ образовательного учреждения (образовательное учреждение по выбору студента) в сфере использования ИКТ: аппаратные и программные средства, проблемы внедрения ИКТ в образовательном учреждении.
Анализ выполняется каждым студентом индивидуально. Ссылка на сайт, портал и т.п. образовательного учреждения обязательна.