Уровни сознания по Канту

 

Основным содержанием трансцендентальной концепции сознания выступило учение о его специфической сознания, в которой Кант выделили три уровня.

1. Уровень трансцендентальной чувственности.

На данном уровне происходит первичное восприятие мира (объекта) человеком (субъектом).

Дело в том, что в абстрактном смысле, по Канту, изначально мир не обладает для человека никакими характеристиками. В абсолютном отношении мир – это хаос, в котором человек пытается ориентироваться. Любой порядок в мире предписывается ему именно сознанием, а значит, вообще мир всегда является человеку именно в формах сознания. В свою очередь это значит, что фактически сознание всегда имеет дело не с вещами как таковыми, а с вещами как феноменами.

Вещи как таковые – это условный термин, называющий вещи, взятые отвлечённо, взятые как будто бы внутри такого воображаемого мира, где не существует человека, а значит не существует и проблемы интерпретации вещей сознанием. Вещи, рассмотренные в подобном контексте, Кант называет вещами-в-себе или ноуменами. При этом он уточняет, что они по определению непознаваемы.

Вещи как феномены – это еще один кантовский термин, указывающий на фактические, реальные вещи, то есть вещи, всегда уже явленные сознанию через восприятие, а значит потенциально полностью познаваемые. Таким образом, Кант трактует само понятие «восприятие» в качестве процесса формирования феноменов сознания, посредством чего становится и наблюдаемый мир.

Основными формами трансцендентальной чувственности, согласно Канту, являются пространство и время. При этом пространство здесь нужно понимать как способность сознания «видеть» вещи в категориях «места», а время – как способность сознания фиксировать изменчивость вещей и самого себя. Именно во взаимодействии пространства и времени мир, который изначально мог бы быть любым, становится тем миром, который мы наблюдаем. 

2. Уровень рассудка.

Речь идёт о действии в человеческих размышлениях о мире так называемого здравого смысла. Его основной логической операцией является систематизация понятий и распределение их по группам, посредством чего вообще становятся возможными любые осмысленные суждения о мире. Рассудок, следовательно, распределяет и саму структуру мира в соответствии с некими рациональными законами, которые сам же он с неизбежностью формирует (эта неизбежность связана с тем, что для здравого смысла «осознавать» нечто – это и значит, собственно, видеть данное нечто так или иначе упорядоченным).

Основными формами рассудка выступают 12 общих категорий. Их значение и суть можно понимать по аналогии с рассуждениями о категориях Аристотеля.

3. Уровень разума.

Вообще разум – это человеческая способность выходить за пределы любой мыслимой логики и «видеть» истину напрямую, в чистом созерцании.

Можно сказать, что если трансцендентальная чувственность соотносится с рассудком линейно и напрямую, то рассудок и разум связаны гиперболически. Суть термина «разум» состоит в указании на тот факт, что истина никогда не проистекает из простого дления взаимно сопряжённых логических операций, но является итогом нелинейного интеллектуального «прорыва». Причём, так понимаемый разум существует в двух разновидностях – как чистый разум и как практический разум.

Чистый разум – это способность сознания длить себя бесконечно по всем направлениям, заданным трансцендентальной чувственностью и рассудком. Таким образом, чистый разум способен бесконечно обнаруживать в действительности всё новые систематические связи (это и есть его основное занятие), в результате чего он с неизбежностью впадает в антиномии (поскольку нельзя непротиворечивым образом упорядочить бесконечность).

Практический разум – это способность сознания принимать фактические верные решения, полностью согласующиеся с той реальной жизненной ситуацией, в которой оказался человек (субъект). Возможность этих верных решений определяется именно принципиальной неполнотой данных, к которым по определению обращается практический разум.

Основными формами разума являются идеи. Базовых идей – три: идея мира (допущение того, что мир целостен), идея сознания (допущение целостности человеческого «Я») и идея Бога (допущение разума о том, что он может доверять сам себе).

При этом необходимо понимать, что все элементы в структуре сознания всегда срабатывают синхронно, что все они присутствуют именно в каждом акте сознания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: