Сбор и анализ информации в маркетинговых исследованиях осуществляется при помощи методов и методик, заимствованных из других наук, в том числе из социологии и психологии. Однако на практике нередко приходится сталкиваться с такой весьма распространенной точкой зрения: "Маркетинг — это не социология и не психология. Поэтому при проведении маркетинговых исследований не столь важно соблюдать «чистоту метода», строго следовать социологическим и социально-психологическим методикам сбора и анализа информации. Гораздо важнее быстро и относительно недорого получить ответ на конкретный вопрос".
Это вызвано непониманием ситуации, связанной с различием академических и прикладных исследований. Академические исследования часто являются описаниями проблем, феноменов и ситуаций, не представляющих актуального практического интереса. Специфика прикладных социологических и социально-психологических исследований заключается в том, что они ориентированы на анализ
|
|
конкретной ситуации, выявление ее причин и разработку рекомендаций. Таким образом, маркетинговое исследование, в котором используются социологические и психологические методы сбора и анализа информации, по сути, является прикладным исследованием.
Ключевые особенности маркетингового (как и любого прикладного) исследования:
• предмет исследования определяется не тем, что интересно исследователю, а тем, что важно знать заказчику;
• требования к формату и языкy аналитических материалов формируются с учетом специфики заказчика (который, как правило, не является профессионалом в области социологии или психологии);
• прежде всего должны изучаться те явления и факторы, на которые заказчик может оказать определенное воздействие, используя различные инструменты маркетинга;
• важно изучать не абстрактные процессы и явления, а те, что происходят в конкретных регионах, социальных общностях, организациях и т.п.;
• отсутствие методических и организационных шаблонов. Использование комплексных и гибких исследовательских методик, которые можно корректировать по ходу исследования в зависимости от промежуточных результатов и трансформирующихся задач;
• исследование всегда ограничено временными и бюджетными рамками.
Типология методов маркетинговых исследований в зависимости от маркетинговых проблем
Маркетинговые проблемы | Маркетинговые исследования |
Общие исследования рынка | Анализ вторичной информации |
Объём и ёмкость рынка Динамика рынка Структура рынка Сегментация рынка Конкуренция на рынке Прогноз динамики рынка | Анализ стат. Данных Анализ материалов СМИ Данные панельных исследований потребителей Данные панельных исследований оптовой и розничной сетей Эконометрические исследования |
Ситуация и компании | Анализ внутренней информации |
Динамика продаж Доля рынка | Статистика продаж Анализ различной внутренней информации Прогнозы продаж |
Потребители | Анализ потребителей |
Социально-демографические характеристики и психографическиек профили покупателей Мотивы покупки и потребления продукта Традиционные модели покупки и потребления продукта | Количественные исследования Потребительские панели Качественные исследования мотивации Фокус-группы и групповые дискуссии |
Продукт | Анализ продукта |
Отношение к новому продукту Потребительские качества продукта Имидж продукта | Качественные исследования концепции продукта Качественные исследования мотивации потребителей Рыночные тесты Тесты качества продукции Hall- и home- тесты |
Марка, бренд | Анализ бренда |
Лояльность марке Образ марки, бренда в различных группах потребителей Знание марок | Потребительские панели Количественные исследования Качественные исследования мотивации Фокус-группы и групповые дискуссии |
Упаковка | Анализ упаковки |
Образ упаковки Отдельные элементы упаковки Предпочтение потребителями различных типов упаковки | Качественные исследования мотивации Фокус-группы и групповые дискуссии Рыночные тесты Hall- и home- тесты |
Цена | Анализ цен |
Определение оптимальной цены Ценовая эластичность Рентабельность продукта | Потребительские панели Рыночные тесты Hall- и home- тесты |
Дистрибуция | Анализ дистрибуции |
Роль различных каналов дистрибуции Отношение дистрибьютеров к компании, товару и т.п. Наличие продукта в точках продаж Методы продаж Товарные запасы | Анализ продаж Панели дистрибьютеров Интервью с дистрибьютерами Mystery shopping Наблюдение Анкетные опросы дистрибьютеров Анализ управления товарными запасами |
Коммуникации | Рекламные исследования |
Определение целевой группы Разработка рекламного сообщения Медиаплан и выбор коммуникационных каналов Эффективность рекламной компании | Количественные исследования Качественные исследования мотивации Фокус-группы и групповые дискуссии Претесты рекламных материалов Посттесты рекламных материалов Анализ узнаваемости, запоминаемости рекламных материалов |
Эффективность маркетинговой стратегии компании | Анализ эффективности маркетинговой стратегии компании |
Эффективность маркетинговой стратегии по элементам маркетинга-микс (продукт, марка, упаковка, реклама, продвижение продукта) | Сравнительные региональные исследования (панели потребителей и дистрибьютеров) Рыночные тесты |
|
|
Программа исследования – документ, раскрывающий исследуемую (проблемную) ситуацию и процедуру её изучения, в котором содержатся теоретико-методологические предпосылки, гипотезы, основные задачи исследования, методика и техника сбора и обработки информации.
Основные разделы программы маркетингового исследования:
¨ Методологический (формулировка проблемы, определение потребности в проведении маркетинговых исследований, определение цели и постановка задач исследования, интерпретация основных понятий, разработка рабочих гипотез);
¨ Методический (выбор конкретных методов сбора и анализа данных, описание выборки, ожидаемые результаты);
¨ Рабочий (календарный) план (краткое содержание этапов маркетингового исследования, сроки, стоимость).
Основные этапы программы маркетингового исследования:
1) определение проблемы исследования – перед началом работы маркетолог должен провести глубинное интервью с представителями заказчика и составить бриф .
|
|
Примерная структура брифа:
- краткая информация о компании-заказчике и её продукте;
- описание текущей ситуации на рынке и тех событий и факторов, которые оказали влияние на текущую ситуацию;
- четкая формулировка маркетинговой проблемы, требующей решения;
- информация о характере использования результатов исследования;
- информация, позволяющая исследоватею определить формат исследования (регионы и целевые группы)
- сроки подготовки и форма технического задания на проведение маркетингового исследования и представления его результатов;
- примерные финансовые и временные ограничения;
- гипотезы заказчика, которые он хотел бы проверить.
Типичные ошибки при составлении запроса:
- слишком общая и туманная формулировка проблемы;
- подмена формулирования исходной проблемы заказчика на метод исследования;
- недостаток информации о задаче, стоящей перед заказчиком, сокрытие от исследователя информации о планах заказчика;
2) определение потребности в проведении исследования – маркетолог совместно с заказчиком должен обсудить целесообразность исследования.
Случаи отказа от проведения маркетингового исследования:
- не удаётся чётко определить проблему и цели исследования;
- заказчик и так обладает информацией, необходимой для принятия решения;
- маркетинговые исследования могут привести к утечке информации к конкурентам;
- затраты на исследования превышают их полезный эффект;
- бюджет не позволяет провести исследование в полном объёме;
- результаты исследования не повлияют на действия компании – заказчика.
3) определение целей и задач исследования – должны быть строго ориентированы на получение информации, необходимой для решения поставленной маркетинговой проблемы.
Виды исследовательских целей:
- разведывательные – направлены на сбор предварительной информации, для уточнения проблемы и формулировки гипотез;
- описательные – направлены на детализацию и систематизированное описание реальной маркетинговой ситуации;
|
|
- аналитико-экспериментальные – для проверки гипотезы о существовании причинно-следственных взаимосвязей между различными характеристиками рынка, товара, потребителей;
- оправдательные – для подтверждения объективной информацией уже принятое маркетинговое решение.
4) интерпретация понятий и описание рабочих гипотез.
Требования к гипотезам:
- соответствие методическим и практическим возможностям маркетингового исследования;
- наличие понятий, имеющих эмпирическую интерпретацию;
- отсутствие большого числа допущений и ограничений;
- отсутствие противоречия ранее установленным фактам;
- изложение понятным для заказчика языком.
5) выбор конкретных методов сбора и анализа данных
6) описание выборки
7) ожидаемые результаты – указать, в какой форме будут представлены результаты
8) рабочий план исследования – указание видов работ, сроков проведения и стоимости
Этапы непосредственного исследования:
9) сбор, анализ и интерпретация данных;
10) подготовка отчёта и презентации о результатах исследования