Баланс доходов и расходов предприятия

Вопрос 1. Финансовое планирование, его основные задачи, принципы и методы

 

Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, направленной на обоснование и определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимального распределения и эффективного использования для обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

Основные задачи финансового планирования

- обеспечение финансовыми ресурсами предприятия, достаточными для его успешной деятельности

- обоснование предполагаемых затрат по всем видам хозяйственной деятельности предприятия

- сбалансированность материальных и финансовых ресурсов для эффективного управления производством

- разработка политики инвестиционных и финансовых вложений предприятия с целью увеличения капитала предприятия

 - определение взаимоотношений с бюджетом, оптимизация налоговой нагрузки

- установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов между структурными звеньями предприятия

С помощью финансового планирования осуществляется конкретизация экономических и финансовых прогнозов, разрабатываются мероприятия по их осуществлению, применяются более совершенные методы для их реализации. Финансовое прогнозирование – это разработка научно обоснованных показателей развития предприятия на перспективу.

Основные принципы финансового планирования

- принцип единства финансовых планов, базирующийся на применении единых норм, нормативов, единой учетной и финансовой политик

- координации и увязки финансовых планов с планами экономического и социального развития предприятия, отрасли, региона.

- непрерывности и преемственности планирования, обеспечивающий сочетание текущих финансовых планов с перспективными долгосрочными планами

- гибкости финансовых планов – состоит в способности планов изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств, используя для этого резервные фонды.

- точности финансовых планов – состоит в конкретизации и детализации планов

- рентабельности капиталовложений, – обосновывающий привлечение заемного капитала на длительный срок и увязку его со сроками окупаемости

- платежеспособности – обеспечивающий планирование денежных средств в достаточном объеме для погашения краткосрочных обязательств

 

Методология финансового планирования базируется на применении экономически обоснованных расчетов, в основу которых положены прогрессивные нормы, разработанные с учетом действующего законодательства, новейших технологий, передового опыта.

Методы финансового планирования

- метод экстраполяции (расчетно-аналитический) основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и их корректировки с учетом планируемых изменений на будущий период на основе их динамики; применяется при отсутствии нормативов

- нормативный метод – потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее установленных норм и нормативов

- балансовый метод – основан на балансировании доходов и расходов в каждом финансовом плане и обеспечивает увязку потребностей в финансовых ресурсах и их источниках

- метод математического моделирования – заключается в построении математической модели, имитирующей конкретные финансовые отношения и отражающей взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, влияющими на эти показатели. Придавая различные числовые значения факторам, определяют оптимальный вариант финансовых показателей. Метод особенно эффективен при многовариантности расчетов

 

Вопрос 2. Виды финансовых планов. Перспективные финансовые планы, методика их составления

Финансовый план – плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на определенный период.

Виды финансовых планов

- в зависимости от периода действия:

- перспективный финансовый план – разрабатывается на срок более года с использованием укрупненных показателей в форме баланса доходов и расходов, бизнес-плана

- текущий финансовый план (годовой) – составляется на 1 год с разбивкой по кварталам в форме баланса доходов и расходов, бюджета, бизнес-плана

- оперативный финансовый план – составляется на срок от одного месяца до одного дня в форме платежного календаря

- в зависимости от формы плана:

- баланс доходов и расходов – включает разделы: «Доходы и поступления средств»; «Расходы и отчисления»; «Взаимоотношения с бюджетом»

- шахматная таблица – как проверочная таблица к балансу доходов и расходов

- бюджет – состоит из разделов: «Доходы»; «Расходы»

- смета (смета доходов; смета затрат; смета доходов и расходов)

- финансовые расчеты к бизнес-плану по назначению:

финансовый план: валютный, кредитный, план движения денежных средств, платежный календарь.

Источниками информации для составления финансового плана предприятия являются утвержденные на планируемый год финансовые задания, бухгалтерская и статистическая отчетность за последние 2-3 года, действующие нормы и нормативы, проекты отпускных цен. При составлении финансовых планов производятся экономические расчеты, в основу которых положены финансовые показатели прошлого года или средние показатели за ряд лет, которые корректируются в соответствии с планируемыми изменениями объема выпуска продукции и ее реализации, цен, затрат. Предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов. К перспективным финансовым планам предприятия относится бизнес-план, который в развивающейся рыночной экономике выполняет роль стратегического плана.

Бизнес-план – это план развития предприятия, финансово-экономическая программа его хозяйственной деятельности, обоснование стратегии и тактических мер по эффективному управлению производством, освоению новых видов бизнеса, техническому перевооружению, созданию новых предприятий. Разрабатывается на срок от трех до пяти лет. Основные показатели для первого года в бизнес-плане рассчитываются в помесячной разбивке, для второго года – в поквартальной разбивке, и для последующих лет – в расчете на годовой период.

Функции бизнес-плана

- определение стратегии бизнеса, степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности

- конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей

- привлечение потенциальных инвесторов и дополнительных кредитных ресурсов

Этапы разработки бизнес-плана

1 этап. Определяются основные цели разработки бизнес-плана: выпускаемая продукция, ее объемы, планируемый доход от ее реализации

2 этап. Планирование маркетинга: рынки сбыта продукции, анализ конкурентов, позиции предприятия на этих рынках

3 этап. Оценка финансового состояния предприятия в настоящем периоде (за последние 3 года) и в будущем периоде с учетом эффективности и окупаемости прогнозируемых вложений

4 этап. Определение различных источников инвестиций и выбор оптимальных вариантов

В зависимости от цели разработки бизнес-плана (для освоения новых видов деятельности, получения кредитных ресурсов, создания совместных предприятий, оказания государственной поддержки), бизнес-план может содержать разное количество разделов (от 4-х до 12-и).

Примерная структура бизнес-плана

II. Финансовые разделы

1. Общие сведения о предприятии и его бизнесе

7. Оценка рисков и страхование

2. Оценка рынков сбыта, изучение конкурентов

8. Финансовый план

3. Стратегия маркетинга

9. Стратегия финансирования

4. План производства

5. Организационный план

6. Юридический план

Резюме

Резюме составляется как заключение, в котором содержатся основные выводы по каждому разделу бизнес-плана в краткой и доступной форме для потенциальных инвесторов.

Обязательным в составе бизнес-плана является наличие финансового плана, где обобщены в стоимостном выражении все предыдущие разделы.

Финансовые расчеты в составе бизнес-плана и их характеристика

- прогноз объемов реализации – содержит обоснование прогнозируемой суммы выручки от реализации продукции, основываясь на анализе рынков сбыта, цен, условий продаж, конкурентоспособности продукции; составляется для предприятия

- таблица доходов и затрат – обосновывает доходность бизнеса путем расчета величины чистой прибыли и определения ее доли в выручке от реализации; составляется для инвесторов

- баланс денежных расходов и поступлений – отражает платежеспособность предприятия, синхронизацию денежных поступлений и расходов, движение всех денежных ресурсов предприятия; составляется для предприятия и внешних пользователей

- прогнозный баланс активов и пассивов – составляется для определения ликвидности предприятия; служит источником информации для инвесторов

- график достижения безубыточности (точка безубыточности) – показывает пороговый (критический) объем производства в натуральном выражении; начиная с которого предприятие будет получать прибыль; составляется для предприятия и внешних пользователей информации

 

Вопрос 3. Текущие и оперативные финансовые планы, их характеристика

Основной формой управления финансовыми ресурсами на предприятии являются текущие годовые финансовые планы, которые составляются по направлениям хозяйственной деятельности и отражают движение всех денежных средств предприятия в разрезе кварталов года. Объединяет финансовые результаты планирования по всем видам деятельности предприятия текущий годовой финансовый план в форме баланса денежных доходов и расходов.

Этапы разработки текущего финансового плана

1 этап. Анализ показателей за отчетный период

2 этап. Определяется учетная политика на плановый год

3 этап. Составляются таблицы плановых доходов и расходов

4 этап. Доведение плановых заданий до подразделений

Баланс доходов и расходов предприятия

I раздел: Доходы и поступления средств:

1. Общая прибыль

2. Амортизация

3. Прирост устойчивых пассивов

4. Прочие доходы и поступления

Определяется общий итог доходов и поступлений

II раздел: Расходы и отчисления:

1. Отчисления в резервные фонды, фонды накопления и потребления

2. Прочие расходы и отчисления

Определяются: а) общий итог расходов и отчислений

б) превышение доходов над расходами

III раздел: Взаимоотношения с бюджетом:

1. Ассигнования из бюджета

2. Платежи в бюджет: налог на недвижимость; налог на прибыль; другие налоги

Определяются: а) итог ассигнований из бюджета

б) итог платежей в бюджет

в) превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета

При разработке текущего финансового плана осуществляется множество финансовых расчетов с использованием соответствующих методик, норм и нормативов. Обязательным условием является обеспечение увязки каждого вида вложений с источниками финансирования, для чего в качестве проверки составляется шахматная таблица. Основное назначение шахматной таблицы – определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить доходы, а также сбалансировать доходы и расходы в разрезе отдельных статей и по предприятию в целом. Составление проверочной шахматной таблицы начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам. По горизонтали отражаются доходы, а по вертикали – расходы. Итог должен совпадать. Финансовый план считается правильно составленным, если величина превышения доходов над расходами равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета.

Финансовый план может составляться в виде бюджета.

Бюджет – финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Состоит из двух разделов: доходы и расходы. Отражает финансовые показатели, характеризующие денежные потоки и финансовые результаты на любой момент времени, исходя из прогноза объема продаж, планируемых отпускных цен. Управление финансами осуществляется на основе бюджетирования, т. е. формировании и исполнении бюджетов.

Для ежедневного управления денежными средствами на предприятиях разрабатывают оперативные финансовые планы в виде платежного календаря, который состоит из двух разделов: предстоящие расходы и платежи; предстоящие поступления денежных средств. В платежном календаре денежные расходы и поступления должны быть сбалансированы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: