Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) называют статистической совокупностью

Тема №1 Предмет статистической науки и её методология

«Статистика знает всё»
И.Ильф, Е.Петров.


Статистика как наука

Термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Под статистикой понимается:

1. практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих экономику, культуру, образование, население и другие явления в жизни общества.

2. особая наука, т.е. отрасль знаний, изучающая явления в жизни общества с их количественной стороны.

3. различного рода числовые, или, цифровые данные, характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население, производство.

Между статистической наукой и практикой существует тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований.

Считается, что основы статистической науки заложены английским экономистом У. Петти (1623-1687) в связи с его работами «Политическая арифметика», «Разное о деньгах». В работах известного ученого А.А. Кауфмана (1874–1919) излагался взгляд на статистику как «искусство измерения политических и социальных явлений». Опыт развития статистики при советской власти обобщался в трудах В.С. Немчинова, В.Н. Старовского, Б.С. Ястремского и других ученых.

Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» - состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Отсюда итальянское слово «stato» - государство и «statista» - знаток государства употреблялось в значении «государствоведение».

Таким образом, история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества.

Предмет статистической науки

Каждая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают её от других наук и дают ей право на самостоятельное существование как особой отрасли знания. Главная особенность любой науки заключается в предмете познания.

Предметом исследования статистики являются массовые явления социально-экономической жизни; она изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) называют статистической совокупностью.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира. В статистике таких основных понятий пять.

1. Статистическая совокупность – это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Совокупности могут быть однородными и разнородными.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков её объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной.

Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом.

2. Единица совокупности это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

3. Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

ü -признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (профессии – характером труда: учитель, столяр, швея и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» - неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например: продукция может быть годной или бракованной (негодной); каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д.

ü признаки, имеющие непосредственное количественное выражение (возраст, стаж работы, средний заработок).

4. Статистический показатель - это количественная оценка свойства изучаемого явления. В статистическом показателе проявляется единство качественной и количественной сторон.

Статистические показатели могут быть объёмными (численность населения, трудовые ресурсы) и расчетными (средние величины).

Они могут быть плановыми, отчетными и прогностическими (т.е. выступать в качестве прогнозных оценок).

Статистические показатели подразделяются на учетно-оценочные и аналитические.

Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления; аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления, распространённости в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями. В качестве аналитических показателей используются средние величины, показатели структуры, вариации, динамики, степени тесноты связи и др.

5. Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно–экономической формации характерна определенная система взаимосвязи общественных явлений. Поэтому образуют систему и статистические показатели.

Руководствуясь положениями экономической теории, статистика обогащает экономические науки фактами, полученными в статистическом исследовании, подтверждает или отрицает их теоретические догмы.

Экономическая теория, опираясь на статистику, формулирует законы развития социально–экономических явлений.

Статистика, характеризуя количественную сторону общественных явлений в конкретных исторических условиях, создает фундамент из точных и бесспорных фактов. Экономические науки используют статистическую информацию для проверки обоснования или иллюстрации своих теоретических положений.

 

Метод статистики

Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет разнообразные методы, совокупность которых образует статистическую методологию. Применение в статистическом исследовании конкретных методов предопределяется поставленными при этом задачами и зависит от характера исходной информации.

Диалектический метод – это рассмотрение изучаемого явления в развитии, движении от возникновения до исчезновения т.е. статистика изучает динамику социально-экономических явлений в их исторической обусловленности. При статистическом изучении социально-экономических явлений руководствуются положением материалистической диалектики о переходе количественных изменений в качественные. Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого; единичного и массового; индивидуального и общего.

Всё многообразие статистических методов изучения социально-экономических явлений систематизируется по их целевому применению в последовательно выполняемых при этом трех основных стадиях экономико-статистического исследования:

1. Сбор первичной статистической информации;

2. Статистическая сводка и обработка первичной информации;

3. Анализ статистической информации.

Для осуществления начальной стадии статистического исследования применяется метод массового научно организованного наблюдения.

Методом второй стадии статистического исследования является метод статистических группировок и сводок, позволяющий выделить в изучаемой совокупности социально-экономические типы (систематизация единиц совокупности производится по признакам сходства).

На третьей, заключительной стадии статистического исследования проводится анализ статистической информации на основе применения метода обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, статистических коэффициентов.

При анализе статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow