Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 Организация любой самостоятельной работы обучающихся включает три этапа:

-первый этап - постановка перед обучающимися целей, задач выполнения заданий (упражнений), разъяснения и указания по их выполнению;

-второй этап -непосредственная деятельность обучающегося по выполнению заданий (упражнений), решению задач;

-третий этап -подведение итогов и оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся.

В ходе выполнения заданий обучающиеся должны учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы. В организации творческой деятельности обучающихся преподавателю могут помочь новые информационные технологии.

При распределении видов заданий на ВСР рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением ВСР преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

Самостоятельная работа может выполняться индивидуально или группами обучающихся, в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и может проходить в письменной или устной форме, с предоставлением продукта творческой деятельности.

 В качестве форм и методов контроля ВСР могут быть семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и пр.

Критериями оценки результатов ВСР являются:

-уровень усвоения учебного материала

-умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач

-сформированность общеучебных умений

-сформированность и четкость изложения ответов

-оформление материала в соответствии с требованиями.

Виды заданий для ВСР:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями, справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.

для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектами лекций (обработка текста), повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, изучение нормативных документов, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.) подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов, составление биографии, тематических кроссвордов, тестирование.

для формирование умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач и упражнений, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетно-графических работ, решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, подготовка курсовых и дипломных работ (проектов), экспериментально- конструкторская работа, опытно-экспериментальная работа, упражнения на тренажере, упражнения спортивно-оздоровительного характера и пр.

Проектирование самостоятельной работы.

Термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперед».

Признаки проекта:

Цель изначально определена и не меняется в процессе выполнения работы.

Деятельность является управляемой.

Ограничения деятельности изначально определены (сроки, ресурсы, время, качество, допустимый уровень рисков).

В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Чтобы добиться результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Принципы проектирования внеаудиторной самостоятельной работы:

Регламентация- совокупность норм, правил, стандартов, процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности

Целесообразность – целевая определенность, когда лежащую в основе цель характеризуют как причину.

Доступность (в обучении)- соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения.

Результативность – получение хорошего результата, как показателя завершения деятельности, демонстрации мастерства.

Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии - 13.01.10 – Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) срок обучения 2019-2022 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: