Консультационный текст
Понятие музейной экспозиции
Экспозиция музейная (от лат. expositio — выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Наличие экспозиции — один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она часто включает единственные в своём роде документы и предметы — экспонаты. Грамотно организованная работа с фондовым материалом музея при построении экспозиции залог успешного раскрытия избранной темы.
Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.
В практике музеев выработалась следующая схема членения музейной экспозиции, приемлемая и для школьных музеев:
· первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат — предмет, выставленный для обозрения;
· музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс;
· несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс — музейный раздел;
· разделы составляют музейную экспозицию в целом.
Подготовка создания экспозиции
Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы.
Создание экспозиции требует наличие ряда условий:
· фондов музейных предметов на тему экспозиции (это не исключает дополнительный сбор материала);
· краеведческой основы коллекции, что может обеспечить подлинной предметной базой при сборе материала;
· авторского коллектива, ориентирующегося в проблемах намеченной темы и знакомого с методикой экспозиционной работы;
· помещения, предназначенного для экспозиции.
На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами.
После выбора темы разрабатывается план комплектования и начинается собирательская работа. Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.
Принципы построения экспозиции
Экспозиция — это совокупность предметов, подобранных и выставленных по определённой системе для обозрения. На основе общих принципов создаётся концепция экспозиции, где даётся единый замысел, трактовка научного содержания, что служит основой для возможностей экспозиционных и архитектурно-художественных решений.
При создании экспозиции необходимо учитывать общие принципы её построения — это принципы, которые обуславливают группировку и интерпретацию экспозиционного материала. Они служат основанием для определения структуры, характера экспозиции (разделов, тем, рядов). Выбор принципов построения экспозиции идёт в ходе научного и художественного проектирования экспозиции. Современные методы экспозиционной работы предполагают сочетание различных принципов при создании экспозиции.
Среди них можно выделить такие, как:
· принцип научности — предполагает построение экспозиции на теоретической основе профильной науки (истории и исторического краеведения). Широкое использование достижений научно-исследовательской работы коллектива музея по изучению коллекций и фондовых материалов по теме экспозиции определяет её содержание;
· принцип историзма (тесно связан с принципом научности)— раскрытие явления с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло в своём развитии, чем оно стало теперь. Если ведётся рассказ о каком-то из героев Великой Отечественной войны необходимо представить материал о его жизни до настоящего времени или до смерти героя. Если в экспозиции рассказывается о какой-либо битве, то — от её начала и до окончания;
· принцип предметности (вытекает из сущности экспозиции) — когда музейный экспонат является доказательным фактом каких-либо событий, так и носителем эмоционально окрашенной информации;
· принцип универсальности — возможность предоставить посетителю информацию с учётом его интересов и разной ёмкости восприятия в многоплановости построения: выдвижение на первый плана ведущих экспонатов, использование скрытого плана и т.д. Этот принцип обеспечивает доходчивость экспозиции для любых групп музейной аудитории;
· принцип избирательности музейного показа — научно-обоснованный отбор сюжетов музейного показа из всей совокупности явлений исторической действительности. Критерием выступает: историческая значимость событий, его связь с данной местностью;
· принцип локальности — показ местной истории, своеобразие проявлений в истории данного края общих закономерностей;
· принцип проблемности — интерпретация экспозиционного материала в соответствии с проблемами, имеющими основополагающее значение для освещения тех или иных событий, они могут быть ведущими элементами для определения раздела и темы экспозиции, или сквозными для экспозиции. Выявление основной проблематики является первостепенной задачей в процессе научного проектирования;
· историко-хронологический принцип — предполагает группировку и интерпретацию экспозиционных материалов в соответствии с принятой в исторической науке хронологией процессов и явлений. В художественном проектировании этот принцип выражается в необходимости создания художественными средствами образов эпохи.