Конституция СССР 1924 г

Лекция 6. Советское государство и право в период новой экономической политики (1921 – 1929 гг.). Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

Конституция СССР 1924 г.

Перестройка государственного аппарата в период НЭПа (1921–1929 гг.) Окончание гражданской войны, военной интервенции, активное недовольство населения методами «военного коммунизма» требовали изменений экономического и политического курса государственного развития. Новая экономическая политика (НЭП) на первый план выдвинула задачи восстановления разрушенного хозяйства, создания современной промышленности, развития сельского хозяйства. Переход к НЭПу был провозглашен на X Всероссийском Съезде партии в марте 1921 г.     Изменения в экономике обусловили и перестройку государственного аппарата. Чрезвычайные органы упразднялись или реорганизовывались. В результате сложилась следующая система, учитывающая особенности государственного устройства как РСФСР, так и СССР: — на уровне СССР были созданы и действовали: Съезд Советов, ЦИК, СНК, СТО (Совет Труда и обороны), наркоматы, Верховный Суд, ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление), Красная Армия; — на уровне РСФСР действовали: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, Экономическое совещание, наркоматы, Верховный Суд, прокуратура в составе Наркомюста; — на уровне автономной республики действовали съезд Советов, ЦИК, СНК, наркоматы, Экономическое совещание, отделение Верховного Суда РСФСР, прокурор; — на областном уровне: областной съезд Советов, исполком, Экономическое совещание; — на уровне губернии: губернский съезд Советов, исполком, Экономическое совещание, суд, прокурор; — на уровне уезда: уездный съезд Советов, исполком, Экономическое совещание, народный суд, помощник прокурора губернии; — на уровне волости: волостной съезд Советов, исполком, Экономическое совещание; — на уровне города: совет депутатов, исполком, Экономическое совещание, народный суд. — на уровне села: совет депутатов, исполком, Экономическое совещание. Как высший орган государственной власти Всероссийский съезд советов наделялся полномочиями установления, дополнения и изменения Конституции и утверждением конституций автономных республик. К совместной компетенции Съезда и ВЦИК относилась ратификация мирных договоров, вопросы территориального устройства, объявление войны.   Задание 1
Образование СССР: причины, альтернативные проекты, форма государственного устройства Образованию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) предшествовало сотрудничество по следующим направлениям, развивавшееся между дружественными республиками:   Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР: — проект автономизации (И. В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия.     — проект конфедерации (Украина, Белоруссия)     — проект равноправия (В. И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик.   30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов СССР были в общем виде приняты Декларация и Договор об образовании СССР. В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР.   Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных республик:     Договор определял систему и порядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене денонсации, аннулирования. Органами власти СССР стали Съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Президиум ЦИК и СНК СССР. Образование СССР завершило федеративное объединение республик. Задание 2
Конституция СССР 1924 г. Анализ основных положений Конституция (К) — Основной закон СССР — была принята 31 января 1924 г. на II Съезде Советов СССР. К состояла их двух разделов: 1. Декларация об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз ССР   2. Договор об образовании СССР   1 — О предметах ведения верховных органов власти СССР; 2 — О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; 3 — О съезде Советов СССР; 4 — О Центральном исполнительном комитете СССР; 5 — О Президиуме ЦИК СССР; 6 — О Совете народных комиссаров СССР; 7 — О Верховном Суде СССР; 8 — О народных комиссариатах СССР; 9 — Об Объединенном государственном политическом управлении; 10 — О союзных республиках; 11 — О гербе, флаге и столице СССР.        К имела классовый характер. В ней указывалось на раскол мира на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Подчеркивались преимущества социализма перед капиталистическим миром эксплуатации и империализма. Государственное объединение объяснялось необходимостью создания «единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения». Союз был открыт для всех советских республик.     В компетенцию СССР входили международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства, контроль за соблюдением К.     Задание 3
Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов. К исключительному ведению Съезда советов относились утверждение К и её изменение, а также формирование Центрального исполнительного комитета СССР (ЦИК СССР). Все остальные вопросы могли быть решены другими союзными органами власти. Делегаты Съезда советов СССР избирались на съездах советов губерний. Если союзная республика не имела губернского деления, то делегаты избирались на республиканских съездах советов. Устанавливалось неравное представительство на общесоюзном съезде рабочих и крестьян: норма представительства рабочих была существенно выше.   В период между съездами высшим органом власти был ЦИК, который состоял из: — Союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально численности населения); — Совета Национальностей   Предусматривалось проведение как самостоятельных, так и совместных заседаний советов. ЦИК СССР работал в сессионном порядке, собирался на 3 сессии в год, имел право издавать законодательные и подзаконные акты (декреты, постановления и распоряжения), мог отменить акты Президиума ЦИК СССР и любого центрального или местного органа власти на территории СССР, включая решения и приговоры судов. В промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР. Совет народных комиссаров (СНК) СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. СНК имел право издавать законодательные и подзаконные акты (декреты и постановления). Народные комиссариаты делились на - общесоюзные (по иностранным делам; по военным и морским делам; внешней торговля путей сообщения; почт и телеграфов). Общесоюзные наркоматы являлись едиными для СССР и осуществляли свои полномочия на территории республик через уполномоченных. Наркоматов такого рода в республиках не было. - объединенные. Органами объединенных наркоматов являлись одноименные наркоматы союзных республик.     Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. Он учреждался при ЦИК СССР. Некоторые процессуальные действия Верховный суд СССР мог осуществлять только при участии прокурора Верховного суда. Члены Верховного суда и прокурор назначались Президиумом ЦИК СССР. В состав суда входили также четыре представителя верховных судов союзных республик. Верховный суд призван был давать руководящие указания верховным судам союзных республик, рассматривать дела о должностных преступлениях высших должностных лиц Союза. Суд обладал также некоторыми полномочиями, свойственными органу конституционного надзора.   Верховный суд принимал дела к своему производству в качестве суда первой инстанции исключительно по постановлению ЦИК СССР или его Президиума. Девятая глава К была посвящена урегулированию правового статуса ОГПУ. ОГПУ должно было организовать борьбу с «политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом».     В союзных республиках систему органов власти возглавляли съезды советов, центральные исполнительные комитеты и их президиумы. Исполнительными органами ЦИКов были советы народных комиссаров. Перечень наркоматов был единым для всех союзных республик. Некоторые из наркоматов были включены в состав объединенных наркоматов СССР. Таким образом, К СССР 1924 г. закрепила федерацию как форму государственного объединения советских республик. Данный правовой акт стал основой союзного законодательства. К действовала в 1923 — 1936 гг. Задание 4
Развитие социалистического права        Развитие права в 1920-е годы определялось необходимостью урегулирования общественных отношений в новых условиях, условиях окончания гражданской войны, проведения НЭПа. Образование СССР привело к появлению общесоюзного творчества. Общесоюзные нормы стали важной частью советской системы права. Актуальной задачей являлась систематизация правовых актов. За первые годы советской власти было издано несколько тысяч нормативно-правовых актов. Необходимо было не только обновить, но и упорядочить законодательство. В 1922—1923 гг. была проведена огромная работа по кодификации законодательства. Проекты кодексов составлялись в соответствующих наркоматах: гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы — в наркомате юстиции, земельный и лесной кодексы — в наркомате земледелия, кодекс законов о труде — в наркомате труда. После утверждения проектов СНК РСФСР они передавались на рассмотрение ВЦИК. В 1922 г. ВЦИК принял Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Земельный кодексы и Кодекс законов о труде. В 1923 г. ВЦИК принял новый Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и Лесной кодексы. Были разработаны проекты Административного и некоторых других кодексов.   Задание 5
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Отличительными чертами ГК РСФСР 1922 г. были, с одной стороны, наличие многоукладной экономики, товарно-денежных отношений, проведение НЭПа, с другой —приоритет социалистического уклада в народном хозяйстве и активное вмешательство государства в имущественные отношения.   ГК состоял из 4 разделов и 435 статей: 1. Общая часть содержала основные положения и общие принципы гражданского права. 2. Вещное право регулировало институт права собственности, права застройки и залога имущества. 3. Обязательственное право регулировало комплекс договорных обязательств (имущественный наем, купля-продажа, мена, заем, подряд, поручительство, поручение, страхование), комплекс обязательств, возникающих вследствие вреда и неосновательного обогащения, порядок создания товариществ. 4. Наследственное право ГК вводило наследование по закону и по завещанию. ГК гарантировал всем гражданам РСФСР охрану гражданских прав независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения, но в то же время ограничивал свободу предпринимательской деятельности и частной инициативы, если осуществление гражданских прав противоречит их социально-хозяйственному назначению, наносит явный ущерб государству. Формы собственности по ГК: — Государственная     — Кооперативная   — Частная     Обязательственное право характеризовалось ограничением имущественного оборота. ГК устанавливал порядок, условия и формы заключения договоров, регламентировал размеры договорных сумм, сроки договоров, последствия нарушения договорных обязательств. Не допускалось сосредоточение имущества в руках одного собственника в результате сделок. Устанавливался предельный размер процентов (6%) по договору займа. Собственник жилого строения и члены его семьи могли отчуждать не более одного строения в течение трех лет. Было установлено ограничение стоимости имущества при передаче его по наследству (10 тыс. руб.).     Субъектами по ГК могли быть правоспособные граждане и юридические лица.     Государственные предприятия пользовались значительными преимуществами:     Отдельную группу составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет — тресты. Тресты объединяли промышленные и сельхозпредприятия, наделялись обособленным имуществом, самостоятельно осуществляли коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли, государство не отвечало по их долгам. В целях регуляции оптовой торговли, заготовительных и сбытовых процессов создавались торговые объединения — синдикаты. Задание 6
Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Проведение НЭПа требовало согласования земельного законодательства с новыми условиями хозяйствования, которое нашло свое законодательное закрепление в Земельном кодексе РСФСР, принятом ВЦИК 30 октября 1922 г. ЗК состоял из Основных положений и 3 частей: 1) О трудовом землепользовании; 2) О городских землях и государственных земельных имуществах; 3) О землеустройстве и переселении. ЗК провозглашал отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения объединялись в единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема.     Правом пользования могли обладать трудовые землевладельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства при условии ее обработки своим трудом имели все граждане РСФСР. Земля предоставлялась в бессрочное пользование, которое могло быть прекращено только на основании закона. Использование наемного труда имело ограничения: все трудоспособные члены крестьянского хозяйства должны были участвовать в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками, условия труда которых регулировались КЗоТ РСФСР. ЗК устанавливал следующие формы землепользования: - общинное с уравнительными переделами между дворами, - участковое (отрубные и хуторские участки), - товарищеское (сельскохозяйственная коммуна, артель, товарищество по общественной обработке земли).   ЗК устанавливал правовой статус крестьянского двора, который представлял собой объединение членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства — домохозяин, который руководил крестьянским двором. ЗК предоставлял право замены домохозяина в случае неудовлетворительного руководства двором, которое оформлялось постановлением волостного исполкома с разрешения сельского совета. По ЗК правом рассмотрения земельных споров наделялись земельные комиссии. Задание 7
Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. Изменения в трудовом законодательстве был продиктованы новыми условиями общественно-экономической жизни и изменениями, обусловленными проведением НЭПа. КЗоТ РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г., в него вошли наиболее прогрессивные нормы КЗоТ РСФСР 1918 г., дополненные и приспособленные к современным условиям. КЗоТ состоял из 17 глав и насчитывал 192 статьи. Он распространял свое действие на всех работодателей. Наем граждан на работу производился при посредничестве бирж труда Всеобщая трудовая повинность стала возможна лишь в исключительных случаях по соответствующим постановлениям СНК.   КЗоТ устанавливал две формы привлечения к труду: 1. Коллективный договор, который заключался между профсоюзом и администрацией предприятия,     2. Трудовой договор, который заключался между работником и администрацией.   КЗоТ устанавливал исчерпывающий перечень оснований увольнения работника по инициативе работодателя     Защищать интересы рабочих призваны были профсоюзы, которые наделялись КЗоТ правом контролировать выполнение предприятиям норм по охране труда, санитарных норм, порядок выплаты зарплаты. КЗоТ устанавливал 8-часовой рабочий день, выходные и праздничные дни, ограничивал сверхурочные работы 120 часами в год. В связи с наличием в торговом обороте частного сектора КЗоТ заменил систему государственного социального обеспечения на систему социального страхования.   Социальное страхование гарантировало предоставление лечения, выдачу пособий при временной утрате трудоспособности, на кормление и уход за ребенком, по безработице, по инвалидности, членам семьи умершего работника.   Нарушение норм Кодекса влекло применение административной и уголовной ответственности к администрации государственных предприятий или к владельцам частных предприятий. Задание 8
Кодификация советского уголовного права. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг. Уголовное право ликвидировало чрезвычайные карательные меры, характерные для периода Гражданской войны, множественность нормативных актов союзного и республиканского значения, получило четкое деление на Общую и Особенную части и завершилось принятием в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР, состоящего из 227 статей. В соответствии с классовым подходом главной задачей УК была объявлена защита государства трудящихся. Под преступлением законодатель понимал «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Таким образом, узаконивался произвол в привлечении к уголовной ответственности без вины, которое стало возможным лишь на основании социальной опасности лица, наличие или отсутствие которой устанавливал суд. УК объявил законной аналогию и обратную силу уголовного закона, что на практике приводило к усилению судебного усмотрения в оценке правонарушения и назначения наказания.     Контрреволюционным признавалось всякое действие, нацеленное на уничтожение революционных достижений, свержение советской власти, оказание помощи международной буржуазии, целью которой было свержение советского строя путем интервенции, шпионажа, финансирования и др. Отдельная глава была посвящена преступлениям против правил отделения церкви от государства. Понятие наказания становится частью мер социальной защиты, целью которых является общее предупреждение новых нарушений со стороны преступника или потенциального нарушителя.     В качестве высшей меры наказания предусматривается смертная казнь в виде расстрела, далее по тяжести следует изгнание из РСФСР на определенный срок или бессрочно, лишение свободы, принудительные работы без содержания под стражей, конфискация имущества, штраф, увольнение с должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. дополнили меры социальной защиты мерами медицинского и медико-педагогического характера, сам термин «наказание» был заменен на термин «социальная защита».     УК РСФСР 1926 г. по сути повторил УК РСФСР 1922 г. В 1927 г. было принято Положение о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях против порядка управления, которым вводилось 14 составов контрреволюционных преступлений (шпионаж, вредительство, антисоветская пропаганда). Задание 9
Кодификация гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права РСФСР в 1920-е годы ГПК РСФСР был введен в действие с 1 сентября 1923 г., состоял из 5 частей, которые регламентировали: — положения о представительстве в суде, подсудности, судебных расходах, сроках; — исковое производство (порядок предъявления иска, судебное разбирательство, обеспечение доказательств); — особое производство; — пересмотр решений по гражданским делам; — исполнение судебных решений и определений. ГПК закреплял принципы гласности, публичности, ведения производства на родном языке, диспозитивности (возможность свободного распоряжения субъекта права его правами), объективного и всестороннего рассмотрения дела. ГПК устанавливал исчерпывающий круг источников гражданского процесса, на основании которых суд принимает решения по делу: — действующие нормативные акты высших органов власти и управления СССР и РСФСР; — норматив местных органов власти; — общие начала советского законодательства; — политика официального правительства.     ГПК закрепил сильное процессуальное положение прокурора в гражданском процессе:     УПК РСФСР вступил в действие с 1 июля 1922 г., однако в результате реформирования судебной системы 15 февраля 1923 г. был принят новый УПК. Нормы УПК группировались в 5 разделов: 1 — содержал общие нормы, касающиеся подсудности, состава суда, ведения протокола; 2 — регламентировал порядок ведения предварительного следствия и дознания; 3 — содержал нормы о порядке производства в первой, апелляционной и надзорной инстанции, о производстве по вновь открывшимся обстоятельствам и особом производстве; 4 — устанавливал порядок судебного контроля, проводимого Народным комиссариатом юстиции; 5 — регулировал исполнение приговоров.     Однако некоторые демократические принципы, провозглашенные в УПК, на практике не действовали по причине существования параллельных судебных органов — органов ОГПУ. Задание 10

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: