Учет материалов на складе и в бухгалтерии

Материальные ценности поступают в организации от поставщиков на основании заключенных договоров поставки и сопроводительных документов (счета-фактуры, накладные и др.). Д 10 К 60

Материалы могут поступать в организацию и от подотчетных лиц. Д 10 К 71

Учет движения и остатков материалов заведующий складом ведет в карточках складского учета типовой формы (ф. № М- 17). На каждый номенклатурный номер запасов открывают отдельную карточку.

Запись в карточках делается заведующим складом на основании первичных документов в день совершения операции. После каждой записи выводится остаток по каждому номенклатурному номеру. На основании этих данных заведующий складом своевременно информирует руководство организации о состоянии запасов, об остатках запасов.

Складской учет материалов можно вести в книгах сортового учета. Периодически (не реже одного раза в неделю) работники материального отдела бухгалтерии проверяют правильность записей в карточках складского учета. Остатки материалов, выведенные в карточках, подтверждаются подписью проверяющего. Затем заведующий складом составляет реестр сдачи приходных и расходных документов и передает его с приложением сопроводительных документов в бухгалтерию.

По окончании месяца заведующий складом переносит количественные остатки из карточек складского учета в сальдовую книгу (ведомость).

Поступившие со склада в бухгалтерию первичные документы проверяются с точки зрения правильности их оформления. Итоги реестров документов (по приходу и расходу) отражаются по синтетическим счетам.

Правильность ведения складского учета материалов проверяется путем сопоставления стоимостных итогов по каждой группе запасов в сальдовой книге с аналогичными остатками в групповой оборотной ведомости.

Такой метод учета материалов называется оперативно-бухгалтерским, или сальдовым.

Оприходывание материальных ценностей

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету (ч. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ), то есть по сути является налоговым регистром.

Как следует из пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 и 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, налогоплательщик вправе предъявить к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику при приобретении товарно-материальных ценностей, при условии, что указанные товарно-материальные ценности приобретены для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, или для перепродажи, а также при наличии оформленных в установленном порядке счетов-фактур и документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товаров (работ, услуг) и оприходование товаров (работ, услуг).

Формы первичной учетной документации по учету торговых операций, которые являются основанием для оприходования этих ценностей, утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25. 12. 1998 N 132. Форма счета-фактуры данным постановлением не утверждена.

Позиция налоговых органов по поставленному вопросу выражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 января 2005 г. N А19-5341/04-24-Ф02-5744/04-С1, где говорится следующее: "Счета-фактуры, как полагает налоговая инспекция, не являются первичными учетными документами для документального подтверждения затрат и оприходования товарно-материальных ценностей".

В письме Минфина РФ от 4 декабря 2003 г. N 04-03-11/99 "О порядке вычета налога на добавленную стоимость" разъясняется, что при приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщик для целей вычета НДС должен располагать документами, подтверждающими фактическую уплату сумм НДС в составе цены этих товаров (работ, услуг). В случае когда оплата приобретаемых товаров (работ, услуг) производится наличными денежными средствами, к таким документам относится кассовый чек. Поэтому при отсутствии кассового чека у налогоплательщика не имеется достаточных оснований утверждать, что сумма НДС им фактически оплачена, несмотря на наличие счета-фактуры и квитанции к приходному кассовому ордеру.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: