Ограничения управления мотивацией в политических компаниях

Субъекты и объекты управления в политике

 

Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект  Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.

 

Политика предполагает определенное желание    со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект   и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему   нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.

 

Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.

 

Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.

Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:1) активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;2) пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;3) стихийное или неосознанное участие;4) проявления политической апатии, неучастие в политике.

 

По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах.

 

2)

Мотивация политического действия

Любое политическое действие, которое совершает человек, объясняют теории мотивации. Наиболее распространенными являются следующие из них.

Теории потребностей объясняют поступки индивидов их потребностями, т.е. состояниями организма, при которых индивид ощущает нужду в чем либо. Основные виды потребностей человека по теории А. Маслоу: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребность в привязанности, любви, причастности к группе; потребность в самоактуализации; потребность в самореализации; потребность во влиянии, власти.

Желание удовлетворить потребности является осознанным или неосознанным стремлением человека достичь душевного покоя, создать нормальные условия для работы организма. Часто человек ищет удовлетворения своих потребностей в политике и власти.

 

Диспозиционные теории поведение и установки людей объясняют устойчивостью некоторых личностных черт характера, развивающих склонности (диспозиции) к определенным формам социальных и политических действий. Поэтому властные, авторитарные люди более предрасположены к активной политической деятельности, чем зависимые, аморфные индивидуумы.

 

 

3)

Когнитивная теория мотивации политического действия

В основе когнитивной модели политического действия лежит методологический принцип, позволяющий рассматривать это действие как своеобразный итого когнитивного процесса, переживаемого индивидом. Другими словами, на то, какое человек совершает (или не совершает) политическое действие, влияет множество взаимосвязанных факторов, составляющих индивидуальный когнитивный процесс.

Когнитивный процесс – это последовательность психических, ментальных реакций и мыслительных актов, обеспечивающих восприятие социальной информации, ее понимание и осознание. Политика входит в сознание человека извне, в виде информации об ожиданиях и намерениях других людей, о нормах и правилах, о значимых позициях и идеологических ценностях.

Логика понимания информации:

Внешняя информация - любая информация, циркулирующая во внешнем мире

Внимание - Инструмент, которым пользуется человек для отсеивания ненужного ему, сложный психический процесс, позволяющий человеку улавливать значимые для него импульсы, поступающие из внешней среды.

Категоризация и атрибуция - ментальные процессы, с помощью которых человек осуществляет первичное «опознание» информации, ее понимание

Внутренняя информация - информация, хранящаяся в памяти человека.

Понимание информации - является своеобразным итогом ментальных процессов категоризации и атрибуции, обеспечивающих соотнесение внешней информации с информацией, хранящейся в памяти человека.

Нерациональные политические действия - действия, которые человек совершает практически мгновенно, не отдавая себе отчет о причинах, вызвавших его поведенческую реакцию.

Осознание информации - предполагает рассуждение

 

 

4)

Ограничения управления мотивацией в политических компаниях

Управление мотивацией политического действия — направленное воздействие на мотивационную систему личности в целях изменения поведения индивида в соответствии с целями субъекта политического управления. Информация, в распространении которой заинтересованы политические технологии, должна создаваться с учетом особенностей внимания человека. Сообщения должны быть либо яркими, "выпуклыми", выбивающимися из общего ряда, непроизвольно притягивающими взоры, либо отвечать ожиданиям людей, которые хотели бы получить новую порцию информации по волнующей их проблеме.

современная наука раскрывает перед политическими технологами возможности воздействия на мотивационную сферу многих людей с целью изменения их взглядов, убеждений, побуждения их к действиям, в которых заинтересованы инициаторы политических кампаний. Но, с другой стороны, она предостерегает их от преувеличения своих возможностей, указывает на целый ряд ограничений, которые не позволяют сделать внешнее информационное воздействие абсолютным, тотальным.

 

К таким ограничениям относятся:

 

1) Относительная недоступность внутреннего мира другого человека для всестороннего познания. Проникнуть в кладовые памяти невозможно, потому что мнемонические процессы, а также процессы распознавания новой информации и укладывания ее в ранее сложившиеся смысловые рамки протекают главным образом на уровне подсознания и подчас бывают недоступны для понимания не только внешнему наблюдателю, но и самому человеку. Следовательно, политические технологи всегда будут обладать лишь приблизительным знанием о взглядах, ценностных ориентациях, убеждениях, установках людей и неизбежно будут совершать ошибки, предлагая, например, людям такую информацию, которую те просто не смогут распознать, понять в силу отсутствия соответствующих когнитивных структур в памяти;

2) Индивидуальный, по-своему уникальный, набор хранящихся в памяти человека когнитивных структур и способ их организации. У каждого человека в ходе социализации, общения с другими людьми формируются собственные представления, установки, ценностные ориентации, свой внутренний, субъективный мир, который никогда не является простым слепком мира внешнего и никогда не повторяет полностью представления другого человека. 

3)Подвижность когнитивных структур личности. Люди склонны под влиянием внешнего окружения пересматривать свои ценностные ориентации и предпочтения, у них меняются взгляды, появляются новые интересы. Отследить изменения в умонастроениях масс можно с помощью мониторинга общественного мнения, но его проведение – трудоемкое дело, требующее значительных затрат, и его качественное проведение часто бывает не под силу даже крупным политическим организациям. Кроме того, в жизни общества бывают такие периоды, когда массовые настроения обретают столь неустойчивый характер, что даже хорошо налаженная мониторинговая служба оказывается не в состоянии четко и ясно определить ожидания, чувства, стремления масс в конкретное время. Таким образом, в политических кампаниях нередко складывается ситуация, когда политические технологи пытаются воздействовать на определенные установки и убеждения, не подозревая, что они уже изменились, что в основе действий людей лежат уже новые взгляды и интересы;

4)Индивидуальные особенности психики. Даже если люди обладают близкими по содержанию когнитивными структурами, т.е. близкими по содержанию мнениями, убеждениями, ценностными ориентациями, это не означает, что в определенной ситуации они обязательно будут действовать однотипно. Есть индивидуальные психические процессы (сенситивность, ригидность, эмоциональное состояние, особенности интеллекта и др.), которые диверсифицируют реакции людей на одну и ту же социальную информацию. Например, кто-то поймет и прочувствует значимость проблемы борьбы с терроризмом, только прослушав выступление известного политика по телевидению, а у кого-то порог восприятия такой информации значительно выше – чтобы зацепить его внимание и эмоции, надо в дополнение показать кадры кинохроники, рассказывающие о трагических последствиях террористических актов. Различия в уровне интеллекта могут привести к неоднозначному восприятию одного и того же заявления политического деятеля.

 

5)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: