Демография и другие науки

Развитие народонаселения — закономерный процесс количественных и качественных изменений в населении, которые по мере развития человеческого федерации все более усложняются. Однако демографии оказывается недостаточно для объяснения всех изменений, связанных с ним. Остро недостаток стал проявляться во второй половине XX века. А. Сови выдвинул идею о необходимости привлечения других наук к изучению народонаселения. Полное отражение эта идея нашла в разработках центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ под руководством профессора Д. И. Валентая, который предложил комплексный подход — активное привлечение других сопредельных наук. Система знаний о народонаселении постоянно развивается.

Процесс углубления знаний о народонаселении способствует тесная связь с экономической, исторической, социологической наукой, этнографией, географией населения, социальной гигиеной, правоведением. На стыке этих наук стали развиваться такие научные направления, как экономика народонаселения, социология народонаселения, генетика народонаселения и ряд других. Связь между науками, изучающими население, позволяет им, находясь в системе экономических, социологических, географических и других наук, одновременно быть частью системы научных знаний о народонаселении, имеющей общий объект исследований и основанной на единых, объединяющих их принципах познания. Сопредельные науки присущими им методами изучают законы функционирования и развития народонаселения.

Народонаселение, население – одно из основных понятий ряда социальных наук, центральная категория демографии и системы знаний о народонаселении. При наиболее общем определении народонаселение – естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, главный материальный компонент человеческого союза. На каждом этапе развития последнего народонаселение выступает как конкретная историческая совокупность людей (население Античного Мира, население Европы в эпоху Темных Веков, население США во второй половине 19 в.), что определяет его социально-временную характеристику. Она дополняется еще одной общей характеристикой – пространственно-территориальной. Люди, будучи связанными между собой определенным единством (например, родоплеменным, государственно-политическим, хозяйственно-экономическим, этническим, религиозным и т.д.), осуществляют свою жизнедеятельность в пространственных пределах соответствующей территориальной компании федерации, образуя относительно устойчивые совокупности – население материка, его регионов, население той или иной страны, ее районов, городов и т.д. Конкретизация социально-временной и пространственно-территориальной характеристики позволяет выделить население любой по размерам территории и в любой отрезок времени – например, население Бургундского герцогства середины 15-го века, население Австрии в 1979 и т.д.

Воспроизводство населения – один из главных процессов репродукции союза, предмет демографии и главный объект ее изучения. Иногда воспроизводство населениярассматривается как совокупность трех видов «движения» народонаселения: «естественного» (биология и физиология), пространственного (миграция) и социального (социальная мобильность).

Воспроизводство населения – вероятностный процесс, который образует масса случайных, единичных событий – рождений и смертей. Длительное существование популяций предполагает сохранение фундаментальных условий их взаимодействия с внешней средой, что возможно только в том случае, если поток демографических событий не хаотичен, а определенным образом упорядочен. Такая упорядоченность действительно имеет место и представляет собой следствие самоорганизации демографической системы. Такие процессы имеют место и в природе, благодаря чему достигается непрерывность воспроизведения популяций растений и животных и относительная устойчивость их численности. Управление размножением популяций в природе имеет биологическую основу. Ограничение роли случайности обеспечивается физиологическими (генетически исследуемыми), этологическими и экологическими механизмами.

С возникновением человеческого федерации система регулирования воспроизводства популяций претерпевает качественное изменение, биологические механизмы управления размножением заменяются социальными (речь идет об управлении не процессами, протекающими на индивидуальном уровне – рождение и смерть остаются биологическими феноменами, – а о сознательном стимулировании или сдерживании рождаемости и смертности на уровне популяции).

Воспроизводство населения – эргодичный процесс. Влияние предыдущей возрастной структуры на последующую постепенно ослабевает, так что по мере удаления от некоторого исходного момента современная возрастная структура все меньше зависит от исходной и все больше – от динамики экзогенных функций рождаемости и дожития за прошедший период (слабая эргодичность). Это свойство имеет большое практическое значение, так как приводит к демографической износа, т.е. к автоматическому сглаживанию последствий катастрофических событий в жизни населения (голода, эпидемий, боевых действий и т.п.), сильно деформирующих его возрастную пирамиду.

Изучение воспроизводства населения складывалось в 19–20 вв. по мере роста общественной потребности в осмыслении демографических изменений, происходящих в мире. Если говорить об этом изучении в плане количественного анализа воспроизводства населения, то первые попытки осмыслить воспроизводство населения как единство рождаемости и смертности принадлежали еще математику Л.Эйлеру (18 в.). Тем не менее, на протяжении долгого времени интерес к анализу отдельных сторон «естественного» движения населения явно преобладал над их синтезом в рамках изучения воспроизводства населения в целом. Только в первое десятилетие 20 в. в связи с созданием модели стабильного населения появилась возможность увидеть процесс воспроизводства населения как нечто целостное, понять присущие ему внутренние количественные зависимости. В законченном виде эту модель разработал американский демограф А.Лотка, но у него было много предшественников, начиная с Л.Эйлера.

Важным этапом в изучении воспроизводства населения было конструирование немецким демографом Р.Беком адекватных измерителей интенсивности этого процесса (1884). Они не сразу получили широкое признание. Лишь в 1920–1930-х, опираясь на идея Бека, другой немецкий демограф Р.Кучинский применил и широко популяризовал коэффициент воспроизводства населения, получивший впоследствии строгое истолкование в рамках модели стабильного населения. Работы Кучинского показали недостаточность раздельного анализа рождаемости и смертности и необходимость осмысления их как сторон двуединого процесса, способствовали осознанию всей проблематики воспроизводства населения и роста интереса к ней. С 1950-х математическая теория воспроизводства населения получила дальнейшее развитие в работах ряда французских, американских и некоторых других авторов.

Репродуктивная установка– психический регулятор поведения, предрасположенность личности, определяющая согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Репродуктивная установка означает готовность к определенному результату жизненного поведения, приемлемость для личности рождения того или иного числа сыновей и дочерей. Понятие «репродуктивная установка» введено в современную научную литературу в начале 1970-х и употребляется не только в демографии, но и в других социальных науках. Множества репродуктивных установок подразделяются на две основные группы. К первой относятся установки детности, регулирующие достижение главного результата репродуктивного поведения. Ко второй – все установки, так или иначе связанные с практикой контрацепции. О наличии репродуктивных установок можно говорить, если индивид обладает нормальной плодовитостью. При бесплодии сохраняющаяся готовность иметь детей свидетельствует о возникновении установок к усыновлению (удочерению). Данные репродуктивной установки обычно получают при опросах только женщин. Одновременные опросы мужей и жен показали, что в 30–50% семей наблюдается несовпадение репродуктивных установок супругов. Для репродуктивных установок характерно формирование их в детском возрасте – опросы детей обнаруживают у них четкие ориентации на число детей в семье.

Репродуктивная установка состоит из трех компонентов: когнитивного (познавательного), аффективного (эмоционального) и поведенческого (побудительного). Сущность репродуктивной установки выявляется во взаимодействии всех трех компонентов и не сводима к одному из них. Когнитивный компонент репродуктивной установки позволяет отличать качественное своеобразие объектов установки на рождение детей – установки детности на предпочитаемый пол ребенка, на время протекания беременности и т.д. Количественные аспекты репродуктивной установки выражаются в ориентации на то или иное число детей, на интервалы между рождениями. Для установок на малодетность (1–2 ребенка) характерны увеличение интервала между рождениями, стремление к применению установок на применение средств контрацепции и абортов, равная приемлемость сына или дочери. Эмоциональный компонент репродуктивной установки составляют позитивные и негативные чувства, связанные с рождением того или иного числа детей.

Социально-психологические методики ранжирования установок выявляют интенсивность репродуктивной установки. Эмоции измеряются при изучении репродуктивной мотивации. В демографии получили распространение показатели, измеряющие когнитивный компонент репродуктивной установки, например, желаемое число детей, ожидаемое число детей, планируемое число детей. Наиболее надежный среди них – показатель ожидаемого числа детей. Использование его во всероссийских обследованиях обнаружило уменьшение репродуктивной установки, особенно заметное в городах.

Разделы демографии

Выделяют следующие разделы демографии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: