Акт о снятии денежных средств
Акт применяется для отражения результатов ревизии фактического наличия денежных средств (наличных денег, почтовых марок и др.), находящихся в кассе предприятия (организации). Комиссия проверяет денежное наличие путем полного пересчета всех денег, находящихся в кассе: лимитированные чековые книжки, ценные бумаги и т.д. Акт составляется в 2 экз. и подписывается ревизионной комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия (организации), второй остается у материально ответственного лица. До начала ревизии от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность денежных средств берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы. При смене материально ответственных лиц акт составляется в 3 экз. (материально ответственному лицу, сдавшему ценности, материально ответственному лицу, принявшему ценности, и бухгалтерии).
Ведение кассовых операций
По общему правилу кассовые операции оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами (формы № КО-1 и КО-2, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Вместе их называют кассовыми документами (п. 4.1 Указания). Информация о каждом «приходнике» и «расходнике» вносится в кассовую книгу (форма № КО-4, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88). Именно в ней учитывается вся поступающая и выдаваемая наличность (п. 4.6 Указания). Однако для предпринимателей предусмотрено исключение. Если они ведут учет доходов (иных объектов налогообложения либо физических показателей), то кассовую книгу, «приходники» и «расходники» можно не оформлять. Это означает, что от оформления перечисленных документов могут отказаться следующие категории предпринимателей (Письмо ФНС России от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338): - плательщики единого налога на вмененный доход;
- применяющие патентную систему налогообложения;
- применяющие упрощенную систему налогообложения;
- плательщики единого сельскохозяйственного налога.
К сведению. Коммерсанты, применяющие перечисленные налоговые режимы, также освобождены от ведения бухгалтерского учета (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Минфина России от 17.10.2014 N 03-11-11/52522).
Предприниматели, работающие на общем режиме налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ обязаны исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов, расходов и хозяйственных операций. Если такой учет ведется, то, на наш взгляд, оформлять кассовую книгу и кассовые документы не обязательно. Отметим, что Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден совместным Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002. Там же содержится форма книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.
Выдача денег под отчет
Отдельно следует остановиться на документальном оформлении выдачи и возврата подотчетных сумм. Деньги под отчет выдаются на основании письменного заявления работника. Оно составляется в произвольной форме, но должно содержать (п. 6.3 Указания):
- информацию о сумме наличных денег;
- информацию сроке, на который выдаются деньги;
- подпись ИП;
- дату.
Не позднее трех рабочих дней после даты истечения срока, на который выданы деньги (или со дня выхода на работу), подотчетное лицо обязано представить авансовый отчет (форма № АО-1, утв. Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55) и подтверждающие документы.
Надо сказать, что ни заявление на выдачу денег, ни авансовый отчет не подтверждают выдачу (возврат) подотчетных сумм. Поэтому предпринимателю, который не оформляет кассовые документы, в такой ситуации все же придется составить «расходник» (при выдаче денег под отчет) и «приходник» (при возврате неизрасходованных средств в кассу).
Лимит расчетов наличными
Средства, полученные коммерсантом от предпринимательской деятельности, обычно поступают в кассу. В дальнейшем их можно израсходовать на некоторые текущие нужды или внести на расчетный счет в банке. При этом нужно учитывать, что законодательство устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами. Он составляет 100 000 руб. в рамках одного договора (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее - Указание № 3073-У)). Причем этот лимит применяется как во время действия, так и после того, как срок действия соглашения истек. Поэтому все деньги, выплаченные уже после окончания срока действия договора (например, штрафы, пени), нужно суммировать с основной суммой.
Когда лимит не применяется
Предприниматель может нелимитированно расходовать деньги из кассы на следующие цели (п. 6 Указаний № 3073-У):
- выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера (например, социальные пособия);
- свои личные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью;
- выдачу работникам денег под отчет.
Также лимит не действует, если коммерсант выдает (получает) деньги при расчетах с обычными физическими лицами (п. 5 Указаний № 3073-У). Но здесь следует иметь в виду, что некоторые наличные расчеты между коммерсантом и «физиками» могут осуществляться за счет наличных денег, только если они поступили в кассу с банковского счета. Речь идет о расчетах:
- по операциям с ценными бумагами;
- по договорам аренды недвижимости;
- по выдаче (возврату) займов и процентов по ним;
- в рамках организации и проведения азартных игр.
Периодические платежи
Отдельно следует сказать о договорах, предусматривающих периодические платежи (например, договор аренды). Если читать п. 6 Указаний № 3073-У буквально, то можно сделать вывод: тот факт, что платежи являются периодическими, значения не имеет. Главное, что они осуществляются в рамках одного договора, а значит, их нужно суммировать. На это когда-то обращали внимание Банк России и МНС России (Письмо от 02.07.2002 № 85-Т, от 01.07.2002 № 24-2-02/252). Однако с таким подходом можно поспорить. Верховный Суд РФ недавно разъяснил, что п. 6 Указаний № 3073-У «не содержит ограничений на суммирование периодических платежей по одному договору в размере, не превышающем 100 тыс. руб.» (Апелляционное определение от 14.04.2015 № АПЛ15-128). Смысл этой туманной фразы уловить довольно сложно, но, по нашему мнению, из нее должен следовать вывод о том, что суммировать периодические платежи по договору не нужно. Впрочем, у проверяющих может быть своя точка зрения. Поэтому при установлении предельного размера расчета наличными мы рекомендуем суммировать периодические платежи по договору. Если их общая сумма приблизится к 100 000 руб., лучше перейти на безналичный расчет.