Аграрная реформа П. А. Столыпина

ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII – НАЧАЛА XX В.»

 

Методика написания

Этап первый. Выбор темы осуществляется с учетом рекомендаций преподавателя. Определившись с темой, необходимо ознакомится с соответствующими главами в учебнике, где содержится характеристика эпохи, в рамках которой находится предмет будущего исследования. Это позволит не только яснее представить научную значимость темы, ее место в истории России, но и даст возможность составить предварительный план работы. Не нужно сразу формулировать названия глав и параграфов. Лучше зафиксировать несколько ключевых вопросов (в рамках общей проблематики), по которым будет вестись исследование.

Этап второй. Поиск и отбор литературы нужно начать с исследований и источников, указанных в списке. Для этого можно воспользоваться как фондами Зональной научной библиотеки СГУ, так и других доступных книгохранилищ, в частности – Саратовской областной универсальной научной библиотеки (Горького, 40). Кроме того, некоторые из приведенных в списке изданий размещены в электронном виде на различных Интернет-сайтах (см. «Список Интернет-ресурсов»). Внимание! Использование других электронных ресурсов, не рекомендованных данным методическим пособием, должно быть предварительно согласовано с научным руководителем работы!

Помимо использования рекомендованной литературы можно и нужно вести самостоятельный поиск. Основные пути: 1) использование тематических каталогов библиотек, 2) проработка исследований, поскольку они содержат ссылки на другие издания, 3) применение поисковых систем сети Интернет (Yandex, Google, Rambler и др.). Все найденные наименования должны заноситься в отдельный список, с указанием фамилии и инициалов автора, полного названия публикации, места и года издания. Если полный текст книги размещен в Интернете, обязательно фиксируется и название сайта. Библиографический список, составленный в результате самостоятельного поиска, предварительно согласовывается с преподавателем.

Главной целью библиографического поиска является отбор исследований и источников, которые послужат информационной базой для написания текста. При этом необходимо четко представлять себе разницу между специальными историческими исследованиями и источниками. К исследованиям относятся работы, созданные профессиональными историками на основе документов и оформленные, согласно основным критериям написания научных работ. Чисто внешне, исследования по истории, как правило, выделяются наличием научно-справочного аппарата (введение, ссылки на источники, комментарии и т. п.). Внимание! Учебники и учебные пособия не должны быть использованы в качестве «исследований».

Исторические источники – это документы эпохи, тексты, возникшие в процессе истории, и отражающие общие и частные аспекты исторических событий. К историческим источникам относятся законодательные акты разных эпох, воспоминания и переписка, делопроизводственная документация, программы политических организаций, периодическая печать и публицистика и т. д.

Этап третий. Анализ исследований и источников должен сопровождаться накоплением материала в виде выписок, ксерокопий (в этих случаях важно не забыть фиксировать полные выходные данные используемой работы) или полных текстов работ в электронном виде.

При использовании исследований главная задача – постараться зафиксировать принципиальные авторские выводы, касающиеся изучаемой темы. В самой работе, на основе этих данных, необходимо представить общие и различные взгляды других исследователей на одни и те же проблемы. Из источников стоит выбирать и фиксировать фактические данные, на основе которых будет вестись изучение главных вопросов.

Этап четвертый. Когда накоплено достаточное количество материала (в зависимости от объема будущей работы и сложности рассматриваемых вопросов), можно приступать к написанию основной части работы. Приступая к написанию, нужно определиться с внутренней структурой (количество и тематика глав и параграфов). Уже на этой стадии необходимо делать сноски (правила оформления см. ниже). Высокой оценки удостоятся те студенты, которые не просто ограничатся пересказом исторических фактов, а продемонстрируют умение сопоставлять концепции разных авторов между собой, анализировать данные исторических источников и на этой основе делать собственные выводы. Только после окончания основной части, создаются введение и заключение.

Этап пятый. Оформление работы должно соответствовать приведенным ниже критериям. Сам текст сдается преподавателю в указанные им сроки в распечатанном виде на листах формата А4, вложенных в один прозрачный файл.

 

Структура

 

Научная работа включает следующие обязательные структурные части: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и исследований. Кроме того, после списка использованных источников и исследований, по желанию студента, может быть помещена необязательная часть – Приложения.

 

Титульный лист является первой страницей работы, хотя номер на ней не ставится.


 

Образец титульного листа:

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Кафедра истории России и археологии

 


АГРАРНАЯ РЕФОРМА П. А. СТОЛЫПИНА

 

ДОКЛАД

 

Студента 271 группы

Института истории и международных отношений

Направления «педагогическое образование (профиль «история»)»

 

Иванова Петра Сидоровича

 

Научный руководитель:

доцент, канд. ист. наук __________________ М. В. Зайцев

 

 

САРАТОВ

2019


Оглавление содержит наименование всех разделов работы, с указанием страниц, на которых они начинаются. Оно занимает вторую страницу, номер на которой также не ставится. Нумерация страниц начинается с третьей.

 

Образец оглавления:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I. Исторические предпосылки аграрной реформы 1906–1911 гг...............6

§ 1. Крестьянский вопрос в России в начале ХХ в. ………………………………6

§ 2. П. А. Столыпин и его взгляды на пути решения аграрной проблемы……..10

Глава II. Содержание реформы……………………………………………………14

§ 1. Указ 9 ноября 1906 г. и его результаты…...………………………………….14

§ 2. Закон о землеустройстве………………………………………………………19

§ 3. Переселенческая политика правительства…………………………………...22

Глава III. Итоги аграрной реформы……………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованных источников и исследований…………………………...31

 

Введение – очень важная и, как правило, наиболее сложная часть работы, поскольку в ней со всей полнотой проявляется научный уровень исследования. Не случайно оно пишется только тогда, когда уже создана основная часть. В начале введения необходимо сформулировать актуальность темы, то есть обосновать ее научную значимость, объяснить какое место данная проблема занимает в истории России соответствующего периода, постараться выявить связь изучаемого вопроса с проблемами современной жизни. Далее идет характеристика использованных исследований (историографический обзор), в которой важно не просто перечислить научные труды, использованные для написания текста, а дать им квалифицированную оценку, кратко объяснить почему и как именно было использовано каждое сочинение, какое отношение оно имеет к теме. При первом упоминании в тексте того или иного исследования делается ссылка с указанием его полных выходных данных (вплоть до места и года издания). Аналогичным образом делается обзор источников. В характеристике источников важно рассматривать сами документы, а не сборники в которых они опубликованы. Например, в тексте нужно вести речь о «Положении о землеустройстве», а в ссылке указать публикацию этого документа (Образец: ¹Из закона о землеустройстве 29 мая 1911 г. // Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Период империализма. М., 1977. С. 77–83). В конце введения формулируются цели и задачи работы, таким путем определяются конкретные направления исследования в рамках общей темы.

Основная часть работы [1] делится на главы, оптимальное количество которых от 2 до 4. Каждая глава должна быть посвящена изучению отдельного вопроса в пределах общей проблематики, в конце ее формулируются краткие самостоятельные выводы. Главы могут делиться на параграфы, что оставляется на усмотрение студента.

Заключение содержит обобщенные выводы автора, в соответствии с целями и задачами, сформулированными во введении. Не стоит в этой части приводить какие-то дополнительные факты, касающиеся изучаемого предмета. Подведение итогов должно продемонстрировать высокий уровень проведенного анализа и умение грамотно выражать полученные исследовательские результаты.

Список использованных источников и исследований делится на две части (соответственно «Источники» и «Исследования»), в каждой из которых в алфавитном порядке, без нумерации, перечисляются все задействованные публикации с полными выходными данными (фамилия и инициалы автора, полное название, место и год издания).

Приложения не являются обязательной частью работы, но если автор счел нужным их поместить, то соблюдаются следующие принципы. Во-первых, в Приложения помещаются портреты исторических лиц, изображения, касающиеся различных событий, карты и схемы, статистические таблицы, пространные цитаты из источников и т. п., если они находятся в связи с тем или иным сюжетом работы. При этом в соответствующем месте текста должно указываться: (см. Приложение 1). Во-вторых, каждое приложение должно иметь собственный заголовок и указание источника, откуда оно заимствовано.

 

Образец приложения:

 


Приложение 1. Министр финансов Н. Х. Бунге.

 

 

Источник: Степанов В. Л. Н. Х. Бунге: судьба реформатора. М., 1998. С. 298.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: