1. Какие изменения в образовании произошли в 30 – х гг.?
2. В каком году было введено бесплатное начальное обучение? Семилетнее обучение?
3. Как повысилась грамотность населения по переписи 1939 г.?
4. Какое место занял Советский союз по количеству учащихся и студентов?
Работа с документами
О школьной форме: У советских мальчиков главными атрибутами формы являются: фуражка с кокардой, поясной ремень с массивной пряжкой и гимнастерка. Девочкам позволяется носить классическое коричневое платье с фартуком. Цвет фартука обычно черный, но в праздничные дни разрешается одевать белый. Платья украшаются скромными воротничками и манжетами. При этом присутствие воротников и манжеток обязательно для каждой школьницы.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
|
|
5. Советский кинематограф.
1. Что такое социалистический реализм?
2. Какая тематика преобладала в художественных фильмах? (жанры)
3. Как назывался первый звуковой фильм СССР?
4. Как называлась первая цветная кинокартина?
5. Перечислите музыкальные кинокомедии того времени?
Соотнесите фильм и режиссера:
«Чапаев» Г.В. Александрова
«Веселые ребята» Н. В. Экк
«Груня Корнакова» С.М. Эйзенштейн
«Семеро смелых» братья Васильевы
«Александр Невский» С.А. Герасимова
Часть 2
Задание1.
Культурная революция начинается с борьбы с неграмотностью. Целью революции было воспитание человека нового советского общества .
Заполните таблицу и впишите последствия культурной революции.
Цели | Социальные последствия |
Утверждение марксистской идеологии в качестве государственной («революция в умах») | |
Создание государственной системы образования; ликвидация неграмотности | |
Формирование кадров социалистической интеллигенции | |
Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве | |
Развитие науки и техники |
Задание2. Составьте таблицу. Достижения науки
№ | Ф.И.О. | наука | Достижения, открытия |
1 | И.П. Павлов | физиология | в области высшей нервной деятельности человека и животных. |
В годы культурной революции советские ученые достигли выдающихся успехов в различных отраслях науки. Физиолог И.П. Павлов сделал открытия мирового уровня в области высшей нервной деятельности человека и животных. К.Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, на основе которой в дальнейшем разрабатывались и создавались современные реактивные двигатели. К.Э. Циолковский затем продолжил разработку теории космических полетов. Ученые Н.Е. Жуковский и С.А. Чапыгин открыли закон образования подъемной силы крыла, который стал основой развития современной авиации. Была создана группа изучения реактивного движения, куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой «катюши», прославившейся в годы Великой Отечественной войны. Известные советские ученые Н.Н. Семенов, И.В. Курчатов, Д.В. Скобельцын и др. внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. Большая заслуга в решение ряда проблем химии, которые имели практическое значение, принадлежало С.В. Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США, преодолев 12 тыс. км за 63,5 часов.
|
|
Большой вклад в развитие исторической науки внесли М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, С.Д. Сказкин, М.В. Нечкина и др. Гуманитарные науки были полностью идеологизированы (ученые должны были в своих исследованиях отражать марксистско-ленинскую идеологию и придерживаться партийных установок).
Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи. Оно велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям Отечественной истории. Широко пропагандировалась деятельность А. Невского, Д. Донского, К. Минина и А.М. Пожарского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова.
Задание 3. Сравните положение в советской системе образования и культуре в начале 1920-х гг. и в конце 1930-х гг:
Общее | ||
· ……… · ……… · | ||
Различия | ||
Образование и культура в начале 1920-х гг. | Образование и культура в конце 1930-х гг. | |
· ……..
| · …….. | |
· ……..
| · ……… | |
· ……..
| · ……… | |
Практическое занятие № 18
Тема: Составление опорного конспекта «Военно-политические планы сторон на кануне Второй мировой войны», работа с документами.
Цель работы: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.
Обучающиеся должны знать смысл понятий военно-политические блоки,, Советско –японские отношения, агрессор, пакт о ненападении; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.
Порядок выполнения работы:
Часть1:
1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2.Составить опорный конспект по плану.
3.Сдать на проверку.
Часть 2.
1.Разделится на 4 группы и выполнить соответствующее задание для каждой группы.
2.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.
3. Решить тест.
Часть1
1. Составить опорный конспект по плану. Ознакомиться в учебнике с информацией по теме из учебника «История»
План:
1.Перечислите основные очаги напряженности накануне Второй мировой войны.
2.Почему западные лидеры не поддержали политику коллективной безопасности?
3.Каковы результаты политики умиротворения?
4.Что подтолкнуло СССР подписать пакт о ненападении с нацисткой Германией?
Часть2