Коротко письменно ответьте на вопросы

Модуль 1.

Общая врачебная практика.

Организационно-правовые основы деятельности медицинской сестры врача общей практики.

Контрольное задание № 1.

 

Внимательно прочитайте вопросы.

Коротко письменно ответьте на вопросы.

 

1. Что включает в себя понятие «Первичная медико-санитарная помощь населению»? Каковы ее виды?

Ответ:    ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции ФЗ №122»» от 22.08.2004г.)

Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Первичная медико-санитарная помощь

- Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

- Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.

- Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

- Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

- Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

- Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

2. Каковы определение и принципы общей врачебной практики (семейной медицины)?

Ответ: Существует несколько современных определений общей врачебной практики и семейной медицины. Необходимо отметить, что при начальном многообразии различий в понимании этих, на первый взгляд, далеко не идентичных понятий, сегодня сложилось убеждение о полной их тождественности.

Общая врачебная практика / семейная медицина – это система организации первичной медицинской помощи, оказываемой общепрактикующим (семейным) врачом персонально (индивидуальная практика) или в составе коллектива (групповая практика), включающая в себя первичное и продолжительное наблюдение и лечение отдельных пациентов, семей и всего приписанного контингента лиц безотносительно к возрасту, полу пациента и характеру патологии.

Согласно определениям руководящих документов Министерства здравоохранения и положению об охране труда и здоровья граждан, «врач общей практики – специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению… Врач общей практики, независимо от пола и возраста пациентов, является семейным врачом». «Семейный врач – это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста».

Основные принципы семейной медицины:

-Непрерывность медицинской помощи

-Многопрофильность первичной медицинской помощи

-Всеобъемлющий подход к семье как единице медицинского обслуживания

-Неразделяемые проблемы

-Координация медицинской помощи

-Высокое качество медицинского обслуживания

-Ответственность пациента и членов его семьи, общества за сохранение и улучшение здоровья.

3. Какие нормативно-правовые документы регламентируют организацию общей врачебной (семейной) практики в Российской Федерации?

Ответ: Одним из первых документов, принятых в целях создания правовых основ деятельности врача общей практики, является приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 августа 1992 года № 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» (далее — Приказ № 237).

В рамках реализации «Концепции развития здравоохранения и меди­цинской науки» 30.12.99 г. приказом Министерства здравоохранения РФ №463 утверждается Отраслевая программа «Общая врачебная (семейная )практика». Ее целью являлось формирование основ и условий для повыше­ния эффективности и усиления первичного звена здравоохранения при веду­щей роли в развитии первичной медико-санитарной помощи общей врачебной (семейной) практики на 2000-2001 годы. Иными словами программа должна была интенсифицировать внедрение ВОП в отечественное здравоохранение. Практическое здравоохранение ответило на выход программы увеличением количества ВОП в основном за счет формального переобучения врачей сель­ских участковых больниц.

Новый виток внедрения общей врачебной практики начинается в 2002 г. с выходом 20.11.02 г. приказа Министерства здравоохранения № 350 «О со­вершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Рос­сийской Федерации». Приказом утверждаются «Положение об организации деятельности Центра общей врачебной (семейной) практики» и «Положение об организации деятельности отделения общей врачебной (семейной) практики в составе лечебно-профилактического учреждения».

В целях дальнейшего закрепления правовых основ деятельности врача общей практики был принят Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 января 2005 г. № 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)» (далее — Приказ № 84).

Приказом утверждены следующие документы:

1.Порядок осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача);

2.Учетная форма № 030/у ВОП «Паспорт врачебного участка общей (семейной) врачебной практики»;

3.Инструкция по заполнению учетной формы № 039/у-ВОП «Дневник работы врача общей практики (семейного врача);

4.Инструкция по заполнению учетной формы № 039-1/у-ВОП «Карта учета работы медицинской сестры врача общей практики (семейной сестры);

5.Отчетная форма № 1-ВОП «Сведения о деятельности врача (отделения, центра) общей (семейной) практики».

Законодательство об «Охране здоровья граждан в РФ» (новая редакция в 2011 году).

 

4. Каковы должностные обязанности медицинской сестры общей практики (семейной медсестры)?

Ответ:Должностная инструкция - Медицинская сестра общей практики

Общие положения
1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность медицинской сестры общей практики.
2. На должность медицинской сестры общей практики назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование и соответствующую подготовку по специальности "Общая практика".
3. Медицинская сестра общей практики должна знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; структуру и основные направления деятельности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений; состояние здоровья обслуживаемого населения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4. Медицинская сестра общей практики назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Медицинская сестра общей практики непосредственно подчиняется врачу общей практики.
Должностные обязанности
Проводит лечебно-профилактические и диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и на дому, участвует в проведении амбулаторных операций. Оказывает больным и пострадавшим первую доврачебную медицинскую помощь при травмах, отравлениях, острых состояниях. Организует госпитализацию больных и пострадавших по экстренным показаниям. Организует амбулаторный прием врача общей практики (семейного врача), проводит подготовку рабочего места, приборов, инструментария, амбулаторных карт больных, бланков рецептов. Проводит предварительный осмотр больного и сбор анамнеза. Соблюдает санитарно-гигиенический режим в помещении ЛПУ, правила асептики и антисептики, условия стерилизации инструментария и материалов, меры предупреждения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита и СПИДа согласно действующим нормативно-правовым документам. Заполняет учетные медицинские документы (статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направления на диагностические исследования, посыльные листы в медико-социальную экспертную комиссию, санаторно-курортные карты, контрольные карты диспансерного наблюдения и т.п.). Обеспечивает кабинет врача общей практики (семейного врача) необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочным материалом, спецодеждой. Ведет учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета. Осуществляет контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием. Проводит персональный учет обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании. Проводит в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебных профилактических осмотров населения. Организует учет диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др., своевременно приглашает их на амбулаторный прием, осуществляет контроль за их посещениями ЛПУ. Проводит санитарно-просветительскую работу на участке (распространение гигиенических знаний, пропаганда здорового образа жизни, рационального питания, закаливания, физической активности и т.п.). Осуществляет подготовку санитарного актива участка, проводит занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, острых состояниях и несчастных случаях. Обучает родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первичной доврачебной помощи. Осуществляет подготовку больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований. Своевременное заполнение установленных действующими нормативно-правовыми актами учетно-отчетной документации. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию.
Права
Медицинская сестра общей практики имеет право:
1. вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, в т.ч. по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности;
2. контролировать работу младшего медицинского персонала (при его наличии), отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству учреждения по их поощрению или наложению взысканий;
3. запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
4. принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;
5. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
6. повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
Медицинская сестра общей практики пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Ответственность
Медицинская сестра общей практики несет ответственность за:
1. осуществление возложенных на нее должностных обязанностей;
2. неоказание медицинской помощи больным в состояниях, угрожающих жизни, за противоправные действия или бездействия, повлекшие за собой ущерб здоровью или смерть пациента;
3. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
4. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;
5. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;
6. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
7. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов медицинская сестра общей практики может быть привлечена в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

5. Каковы особенности сестринского процесса в общей врачебной практике (семейной медицине)?

Ответ: Вопросы медико-социальной помощи населению, по отдельным социальным вопросам семейная м/с может помочь квалифицированным советом семье. Суммируя, можно сказать, что семейная м/с в процессе деятельности на закреплённом участке оказывает:

1. Медико-социальную помощь

2. Профилактическую

3. Консультативную

4. Санитарно-просветительскую деятельность.

Семейная м/с, работая в семье воспринимает дом как место, где закладывается или не закладывается хорошее здоровье. Зная взаимоотношения в семье, уклад жизни, быт и питание семьи м/с может выявить факторы риска ряда заболеваний с раннего детства, что способствует быстрому выявлению и исправлению многих проблем со здоровьем.

По сути дела, каждое посещение семьи семейная м/с может использовать для консультации по здоровому образу жизни, проведению различных профилактических мер, корректировки выявленных нарушений. Консультация семейной м/с по вопросам быта, питания могут предотвратить пагубное воздействие некоторых факторов на членов семьи, помогая усилить резистентность к болезням. Благодаря своим знаниям о семье, строя доверительные отношения с членами семьи, семейная м/с может провести опрос по скрининговым программам, определяя слабые места, факторы риска. Такие скрининги уже разработаны по выявлению риска гипертонической болезни, развитию атеросклероза, диабета, аллергических заболеваний.

 

В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:

-1 этап - Сестринское обследование

-2 этап - Сестринская диагностика

-3 этап - Планирование

-4 этап - Реализация плана ухода

-5 этап - Оценка

1 этап - Сестринское обследование.

Цель обследования пациента - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.

Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

Источниками субъективной информации являются:

-Сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;

-Близкие и родственники пациента.

Источники объективной информации:

-Физическое исследование пациента по органам и системам;

-Знакомство с медицинской историей болезни.

2 этап - Сестринская диагностика.

Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание.

Все сестринские проблемы делятся на:

-Действительные - проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

-Потенциальные - это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времени.

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

3 этап - Планирование.

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает 3 компонента:

-Действие;

-Критерии: дата, время, расстояние;

-Условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

Требования к постановке целей:

-Цели должны быть реальными.

-Необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели.

-Цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.

-Формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя, таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

4 этап - Реализация плана ухода.

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

Существует три категории сестринского вмешательства: независимое, зависимое, взаимозависимое. Выбор категории определяется нуждами пациентов.

-Независимое - предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от др. специалистов (например, измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т.д.).

- Зависимое - выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением (например, проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т.д.).

-Взаимозависимое - совместная деятельность медицинской сестры с врачом и др. специалистами (например, действия операционной медицинской сестры во время оперативных вмешательств).

Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей.

Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода -- при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т.д.

Постоянная помощь требуется больному на протяжении всей жизни - при ампутации конечностей, при осложнённых травмах позвоночника и костей таза и т.д.

Реабилитирующая помощь -- длительный процесс, примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом.

5 этап - Оценка.

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

-Оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;

-Оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;

-Оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Круг обязанностей медсестры, куда входит и выполнение назначенных врачом вмешательств и ее самостоятельные действия, четко определен законом. Все выполненные манипуляции отражаются в сестринской документации.

гипертонический инфаркт миокард сестринский

 




























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: