Правоотношения в сфере образования: общая характеристика

Понятие и признаки правоотношений в сфере образования. В об- ществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, моральные, религиозные, наиболее значимые из них требуют юридического закрепления, то есть создания правовых норм, регламентирующих поведение людей, вступивших в различные соци- альные связи.

В самом общем виде, правоотношения – это фактические обще- ственные отношения, урегулированные нормами права. Становясь правовыми, образовательные отношения и отношения в сфере обра- зования приобретают ряд определенных признаков и свойств.

Во-первых, правоотношения в сфере образования возникают, изме- няются и прекращаются только на основе правовых норм.

Речь идет не только о международных документах и внутригосу- дарственных нормативных правовых актах различного уровня, кото- рые закрепляют право человека и гражданина на образование. В пра- воотношении субъективные права, юридические обязанности и от- ветственность участников конкретизируются в договорах различного вида (например, договор об образовании, договор об оказании обра- зовательных услуг, договор между учредителем и муниципальным образовательным учреждением и др.), которые, в свою очередь, явля- ются одним из оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере образования.

Во-вторых, правоотношение в сфере образования – это, как ми- нимум, двусторонняя связь между субъектами, выражающаяся во взаимном содействии и взаимном контроле.

С точки зрения собственно образовательных отношений данная связь не может быть в полной мере равноправной, что обусловлено спецификой педагогических отношений. Педагогический работник и обучающийся заведомо находятся не в равных условиях. Педагог имеет право требовать добросовестного отношения к учебе, выполне- ния обучающимся предъявляемых к нему требований, а обучающийся обязан их выполнять. Педагог также имеет право применять к обучаю- щемуся меры педагогического воздействия, которые призваны обеспе- чить эффективность образовательного процесса в случае отсутствия мотивации к обучению у учащегося.

Следует также заметить, что образовательный процесс основан на принципе педагогического сотрудничества, предполагающего ак-


 

тивное участие и заинтересованность во взаимодействии педагога и обучающегося, субъекты зависят друг от друга, так как добиться желаемого результата, а именно получения образования, они могут, только содействуя друг другу.

С точки зрения права в правоотношении в сфере образования опре- деляются права и обязанности субъектов, их взаимное поведение. Предположим, что обучающийся имеет среднее профессиональное образование по той же специальности, которую он выбрал для даль- нейшего обучения. Следовательно, поступая в высшее учебное заве- дение, он имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»). А образовательная организация, в свою очередь, обязана помочь обучающемуся его право реализовать.

В-третьих, правоотношения в сфере образования носят волевой характер.

Стороны должны проявить инициативу, для того чтобы достичь определенных ими целей. Например, каждый родитель решает, нуж- но ли его ребенку посещать детский сад, и, в случае необходимости, проходит процедуру устройства ребенка в дошкольное учреждение. Впоследствии родители выбирают школу, в которой будет учиться их ребенок, или отдают предпочтение форме семейного образования. Не- совершеннолетний, получивший основное общее образование, и лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, самостоятельно выбирают форму получения образования и форму обучения, определяются со специ- альностью/направлением обучения. Все это действия, требующие от сторон определенных интеллектуальных усилий и волевых действий. Сам образовательный процесс предполагает активное участие обуча- ющихся в достижении определенного уровня образования.

В-четвертых, правоотношения в сфере образования всегда охра- няются государством.

Государство является третьей стороной в любом виде правоот- ношений, оно оказывает содействие сторонам в реализации их прав и обязанностей. Прежде всего, государство обеспечивает и защищает право человека и гражданина на образование, создает правовые, эко- номические и финансовые условия для свободного функционирования и развития системы образования1. Также участники правоотношения в сфере образования, в случае нарушения их прав или возникновения споров, имеют право обращаться в органы управления образовательной


1 Подробнее см.: ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ».


 

организацией, в комиссию по урегулированию споров между участни- ками образовательных отношений, в органы местного самоуправления, в органы государственной власти субъектов Федерации, федеральные государственные органы и судебные органы за защитой своих прав и законных интересов.

В-пятых, правоотношения в сфере образования отличаются инди- видуализированностью субъектов.

Лицо, которое обладает определенными юридическими качества- ми (правоспособностью, дееспособностью), может стать участником правоотношения. Причем для участников правоотношений в сфере образования этот набор качеств возникает благодаря различным обстоя- тельствам, поэтому для каждого субъекта существуют свои требования и условия существования в образовательном правоотношении. В част- ности, для того чтобы стать учеником начальной школы, необходимо достичь определенного возраста: от шести лет и шести месяцев до восьми лет (ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»), педагогическим работникам необходимо наличие педагогического образования (ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в РФ»), образовательной организации необходимо получение лицензии на осуществление образовательной деятельности (ст. 91 Федерального закона «Об образовании в РФ») и т.д.

В правоотношении в сфере образования субъекты конкретизиру- ются, поскольку правоотношение возникает между определенными лицами. Например, договор об образовании, заключенный между образовательной организацией высшего образования и обучающимся, означает, что правоотношение возникло только между ними и обра- зовательная организация имеет право требовать исполнения условий договора от данного обучающегося. На призыв образовательной ор- ганизации участвовать в конкурсе художественной самодеятельности обучающийся может и не откликнуться, поскольку данная ситуация правом не определена как обязательная.

В-шестых, правоотношениям в сфере образования всегда предше- ствует юридический факт.

Основанием для возникновения правоотношений в сфере образо- вания являются различные юридические факты:

– распорядительный акт образовательной организации о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения про- межуточной и (или) государственной итоговой аттестации;

– договор об образовании;

– договор о целевом приеме и договор о целевом обучении (ст. 53 Федерального закона «Об образовании в РФ»);


 

Приведите примеры юридических фактов. Вам предлагается выполнить практические задания 3, 4 рабо- чей тетради.
!

и другое.

Следует заметить, что данная характеристика касается всех об- щественных отношений, возникающих в сфере образования по по- воду реализации права на образование, о них мы рассказали в § 1 главы I (образовательные отношения и общественные отношения в сфере образования).

Определите понятия. Вам предлагается выполнить практическое задание 1 рабочей тетради.
?

Состав правоотношений в сфере образования. Правоотноше- ние имеет сложный состав, его элементами являются: 1) субъекты, т.е. участники правоотношений; 2) объект – интерес, из-за которого стороны вступают в правоотношение; 3) содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности.

Субъекты правоотношений в сфере образования. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» субъектами правоотношений в сфере образования могут быть:

– организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;

– федеральные государственные органы и органы государствен- ной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

– организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

– объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Бесспорно, основными субъектами правоотношений в сфере об- разования являются:

– организации, осуществляющие образовательную деятельность;

– педагогические работники;


 

– обучающиеся;

– родители (законные представители) несовершеннолетних обу- чающихся.

К каждому участнику правоотношений в сфере образования зако- нодатель предъявляет специфические требования.

Так, организация, осуществляющая образовательную деятель- ность, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

К педагогическим работникам предъявляются требования ст. 65, 331 ТК РФ. Согласно ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой до- говор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

– страховое свидетельство государственного пенсионного стра- хования;

– документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, под- лежащих призыву на военную службу;

– документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

– справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголов- ного преследования либо о прекращении уголовного преследо- вания по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допуска- ются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

– лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или под- вергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по


 

реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исклю- чением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и поло- вой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышлен- ные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержда- емым федеральным органом исполнительной власти, осущест- вляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохра- нения.

Следовательно, педагогический работник, устраивающийся на работу, обязан предоставить перечень документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, в том числе справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголов- ного преследования по реабилитирующим основаниям, а также справку об отсутствии заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ- ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, предоставление которых для большинства иных видов профессиональной деятельности не требуется1.

Правовой статус обучающихся зависит от следующих признаков.

1) Возраст. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ» получение дошкольного образования в образо- вательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев.

Верхний возрастной предел для получения образования законодате- лем не установлен. Напротив, среди основных принципов государствен- ной политики называется обеспечение права на образование в течение всей жизни (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

 


1 Подробнее см.: Материалы сайта ФГБУ Федерального центра образовательного законодательства. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lexed.ru (дата обращения: 01.07.2015).


 

2) Вменяемость. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (в частности, с различной формой умственной отсталости), которые в гражданском и иных отраслях права считаются недееспособ- ными, в образовательном праве обладают правосубъектностью и обуча- ются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам1.

3) Наличие уровня образования, необходимого для продолжения обучения.

Ответьте на вопрос. Вам предлагается выполнить практическое задание 6 рабочей тетради.
?

Например, для того чтобы обучаться по программам бакалавриата или специалитета, необходимо предоставить аттестат о среднем общем образовании или диплом о среднем профессиональном образовании, по программам магистратуры – диплом бакалавра или диплом специ- алиста и т.д.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучаю- щихся являются субъектами правоотношений в сфере образования до достижения детьми совершеннолетия и, как правило, активно реали- зуют свои права, когда речь идет о защите прав и законных интересов их детей. Специфика правоотношений в сфере образования состоит также и в том, что обучающиеся выступают активными участниками правоотношений и самостоятельно реализуют предоставленные им права и обязанности.

Особенности правосубъектности. Вам предлагается выполнить практическое задание 5 рабочей тетради.
!

Объекты правоотношений в сфере образования. Объект правоотно- шений в сфере образования многогранен и представлен следующими категориями:

а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обуча- ющимся и передаваемых педагогическими работниками в ходе образовательной деятельности или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков, компетенций определенного объема и сложности, соответствующих требованиям ФГОС и


1 Трошкина Т.Н. Понятие и структура образовательного правоотношения / Т.Н. Трошкина // Реформы и право. 2011. № 3. – С. 55.


 

федеральным государственным требованиям соответствующего уровня и направленности;

б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образова- тельного процесса, т.е. учебной работы самого обучающегося, труда педагогического работника, организации учебно-воспи- тательного процесса со стороны образовательной организации и др.;

в) качество обучения, выражающееся в соответствии установлен- ным правовым требованиям процесса и результата учебной работы обучающихся и педагогического труда преподавателя;

г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспе- чении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, как их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок, которые соответствовали бы доминирующим в обществе позитивным моральным ценно- стям и нормам, выступающим своеобразными «стандартами» воспитанности гражданина1.

Содержание правоотношения в сфере образования составляют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право представляет собой меру возможного или дозволенного поведения. В субъективном праве всегда заключен ка- кой-либо интерес управомоченного. Например, для обучающихся интересом выступает определенный уровень образования. Дозволен- ное поведение, хотя и зависит от усмотрения управомоченного, его воли, желания, все же имеет рамки, поэтому для его характеристики употребляют термин «мера». Так, обучающийся вправе на конкурсной основе получить высшее образование определенного уровня бесплатно только один раз и др.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения. Обя- занность соответствует субъективному праву, на него направлена и соответствует интересам управомоченного. От выполнения обязан- ности нельзя отказаться, тогда как субъективным правом можно не воспользоваться. Так, обучающийся обязан добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в РФ»).


1 Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования.


 

Состав правоотношений в сфере образования. Вам предлагается выполнить практическое задание 2 рабочей тетради.
!

Исходя из представленной характеристики, можно сделать вывод о том, что правоотношения в сфере образования – это урегулированная нормами права и находящаяся под охраной государства совокупность общественных отношений в сфере образования, участники которых наделяются корреспондирующими правами и обязанностями для эф- фективной реализации права на образование.

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: