Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

В первой главе Федеральный закон «Об образовании в РФ» распреде- ляет полномочия в сфере образования между публичными образованиями, в частности, закрепляет полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере образова- ния. Определяются, в том числе, и расходные обязательства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках различных видов образования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования. При этом федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образователь- ных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования. Соответственно, в случае реализации таких программ в федеральных образовательных организациях они могут быть профинансированы за счет средств федерального бюджета.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования указаны в таблице:

 

Обязательство субъекта Российской Федерации Комментарии
1 2
Обеспечение государственных га- рантий реализации прав на получе- ние общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муници- пальных дошкольных образователь- ных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, началь- ного общего, основного общего, среднего общего образования В муниципальных дошкольных образовательных организациях фи- нансируется получение дошкольного образования. В муниципальных общеобразо- вательных организациях финанси- руется получение дошкольного, на- чального общего, основного общего, среднего общего образования.

 

 

 

1 2
в муниципальных общеобразова- тельных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразова- тельных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учеб- ников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключе- нием расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, опре- деляемыми органами государствен- ной власти субъектов Российской Федерации В муниципальных общеобразо- вательных организациях обеспечи- вается получение дополнительного образования. Четко определяется, какие расходы включаются в состав норматива – это оплата труда (затрачиваемого на пре- доставление образовательной услуги, т.е., например, труд персонала, заня- того в содержании зданий образова- тельных организаций, не включается в состав расходов на обеспечение гарантий реализации прав в сфере образования), а также учебные расхо- ды (приобретение учебников и учеб- ных пособий, средств обучения, игр, игрушек). Расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг прямо исключены из состава указан- ных расходов Федеральным законом «Об образовании в РФ». Указанные расходы включаются в состав норматива, который опре- деляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и на основа- нии которого рассчитывается суб- венция местным бюджетам. Далее местные бюджеты с учетом полу- ченной субвенции и собственных бюджетных средств формируют суб- сидии на основании определенных нормативных затрат и доводят их до непосредственно муниципальных образовательных учреждений
Организация предоставления об- щего образования в государственных образовательных организациях субъ- ектов Российской Федерации Регион в лице учредителя об- разовательной организации опре- деляет нормативные затраты на предоставление общего образования в подведомственной образователь- ной организации и на основании нормативных затрат и выданного го- сударственного задания формирует субсидию

 

 

 

1 2
Финансовое обеспечение полу- чения дошкольного образования в частных дошкольных образова- тельных организациях, дошкольно- го, начального общего, основного общего, среднего общего образова- ния в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккреди- тацию основным общеобразователь- ным программам, посредством пре- доставления указанным образова- тельным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учеб- ников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключе- нием расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с установленными нормативами В частных дошкольных образо- вательных организациях финан- сируется получение дошкольного образования. В частных общеобразовательных организациях финансируется по- лучение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Реализуемые программы должны иметь государственную аккредитацию. Частным организациям предо- ставляется субсидия на возмещение затрат на реализацию программы. При расчете размера субсидии учи- тываются расходы и нормативы, предусмотренные первой строкой таблицы. Фактически ребенок по- лучает определенный объем финан- совых гарантий независимо от того, выберет ли он государственный (му- ниципальный) либо частный вариант образовательной организации
Организация предоставления среднего профессионального обра- зования, включая обеспечение госу- дарственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессио- нального образования Регион в лице учредителя образо- вательной организации определяет нормативные затраты на предостав- ление среднего профессионального образования в подведомственной образовательной организации и на основании нормативных затрат и выданного государственного зада- ния формирует субсидию. В случае распределения контрольных цифр приема частным организациям про- фессионального образования до них доводится субсидия на возмещение затрат, рассчитываемая с учетом ука- занных выше нормативных затрат
Организация предоставления до- полнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации Регион в лице учредителя образо- вательной организации определяет нормативные затраты на предостав- ление дополнительного образования детей в подведомственной образова-

 

1 2
  тельной организации и на основании нормативных затрат и выданного го- сударственного задания формирует субсидию
Организация обеспечения му- ниципальных образовательных организаций и образовательных ор- ганизаций субъектов Российской Фе- дерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государ- ственную аккредитацию образо- вательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособия- ми, допущенными к использованию при реализации указанных образова- тельных программ Отдельное расходное полномочие
Организация предоставления психолого-педагогической, медицин- ской и социальной помощи обучаю- щимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразова- тельных программ, своем развитии и социальной адаптации Отдельное расходное полномочие

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на дополнительное финансовое обеспечение ме- роприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразо- вательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

Питание обучающихся может быть профинансировано при наличии следующих условий:

• финансирование осуществляется для муниципальных образо- вательных организаций независимо от их типа;

• финансирование осуществляется для частных образовательных организаций, которые являются общеобразовательными органи- зациями;


 

• обучающиеся должны осваивать основные общеобразовательные программы, имеющие государственную аккредитацию.

Органам государственной власти субъектов Российской Федера- ции предоставлено также право на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях. При этом обязанность по обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразова- тельных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам возложена на региональные органы государственной власти законом. В иных же, не общеобразовательных, муниципальных орга- низациях поддержка дополнительного образования рассматривается как возможность, но не обязательство региона.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

• организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным про- граммам в муниципальных образовательных организациях (за ис- ключением полномочий по финансовому обеспечению реализа- ции основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стан- дартами);

• организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за ис- ключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

• обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципаль- ных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в РФ». Такими особенностями являются:

• органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования обеспечивают выполнение государственных гарантий по реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных до- школьных образовательных организациях, общедоступного


 

и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных обще- образовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату ком- мунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяе- мыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

• органы государственной власти субъектов Российской Федера- ции в сфере образования обеспечивают получение дошкольного образования в частных дошкольных образовательных органи- зациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным обще- образовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возме- щение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату ком- мунальных услуг) (ст. 8 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

• органы государственной власти субъектов Российской Федера- ции в сфере образования определяют нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования в расчете на одного обучающегося, за исключением финансирования малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских насе- ленных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы (ч. 2 ст. 99 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

• для малокомплектных1 образовательных организаций и образо- вательных организаций, расположенных в сельских населенных


1 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.


 

пунктах и реализующих основные общеобразовательные про- граммы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусма- тривать, в том числе, затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся (ч. 4 ст. 99 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

• органы местного самоуправления муниципальных районов и го- родских округов обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (ст. 9 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

• субсидии на возмещение затрат частных организаций, осущест- вляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение кото- рых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 99 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

• субсидии на возмещение затрат частных организаций, осущест- вляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на ока- зание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования (ч. 5 ст. 99 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Нормативные затраты на оказание государственной или муници- пальной услуги в сфере образования определяются:

• по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС;

• по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ;

• с учетом форм обучения, федеральных государственных тре- бований (при их наличии); типа образовательной организации; сетевой формы реализации образовательных программ; об- разовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

• с учетом обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам; безопасных условий


 

обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся; иных предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ» особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении из- менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»1 окончательно введено планирование бюджетных ассигнований на оказание автономными и бюджетными образовательными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципаль- ного) задания.

Государственное (муниципальное) задание – это документ, уста- навливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содер- жанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ).

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного или автономного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности формирует и утверждает учредитель.

Бюджетное или автономное учреждение осуществляет в соответ- ствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.

Бюджетное или автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осущест- вляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ

«О бухгалтерском учете»2 ведение бухгалтерского учета и хране- ние документов бухгалтерского учета организуются руководителем организации. Руководитель организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этой организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 19. Ст. 2291.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7344.


 

При хозяйственно-финансовом обслуживании организации через централизованную бухгалтерию обязанность по постановке на на- логовый учет, ведению бухгалтерской отчетности и уплате налогов за организацию возлагается на централизованную бухгалтерию, что подкрепляется положениями пунктов 1 и 3 статьи 26 НК РФ.

Организации (налогоплательщики) вправе участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя (на- пример, централизованную бухгалтерию), если иное не предусмотрено НК РФ, а полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными за- конами (договором по обслуживанию образовательного учреждения через централизованную бухгалтерию).

Вопросы механизма финансирования предоставления государствен- ных (муниципальных) работ, услуг решаются бюджетным законода- тельством Российской Федерации. В частности, статья 69.1 БК РФ решает вопросы предоставления бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (му- ниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

• обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

• предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждени- ям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;

• предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждени- ями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (му- ниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

• осуществление бюджетных инвестиций в объекты государствен- ной (муниципальной) собственности;

• закупку товаров, работ и услуг для государственных (муници- пальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюд- жетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений).

Таким образом, как финансирование казенных учреждений, так и предоставление субсидий государственным, муниципальным уч-


 

реждениям и частным образовательным организациям предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации. Помимо такого финансирования, возможны также бюджетные инвестиции либо закупка товаров, работ, услуг. Бюджетные инвестиции, закупка товаров, работ, услуг, проведение иных расходов в целях развития образовательных организаций могут быть предусмотрены соответствующими програм- мами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Феде- рации.

Согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ, финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе- дерации, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Фактически порядок финансового обеспе- чения задания устанавливается с соответствующего уровня власти.

Субсидии некоммерческим организациям, не являющимся казен- ными учреждениями, могут быть различных типов. В частности, ст. 78.1 БК РФ в абз. 1 п. 1 закрепляет возможность предусмотреть в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Эти субсидии рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государ- ственного (муниципального) имущества. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи предусматривается также возможность предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Данное деление субсидий, предусмотренное различными абзацами п. 1 ст. 78.1 БК РФ, является ключевым и важным, поскольку влечет за собой различия в правилах работы с данными субсидиями.

Согласно частям 3.9, 3.10, 3.15, 3.17 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»1, установлены разные режимы расходования денежных средств, поступивших в ка- честве одного или другого вида упомянутых субсидий автономным учреждениям:

• расходы, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ и учитываемые на лицевых счетах автономных учреждений, осу-


1 Российская газета от 08.11.2006. № 250.


 

ществляются без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;

• расходы, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, осуществляются после проверки документов, подтверждаю- щих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.

Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, исполь- зуются в очередном финансовом году в соответствии с планом фи- нансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано. Не использо- ванные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Для бюджетных учреждений аналогичные нормы установлены ча- стями 15, 16, 17, 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий- ской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Возможности в рамках финансового обеспечения той или иной де- ятельности существенным образом зависят от возможности включить эту деятельность в качестве услуги в государственное (муниципальное) задание. В случае если услуга не может быть включена в задание, у уч- реждения возникают определенные сложности. Например, присмотр и уход за обучающимися в качестве частично платной услуги не может быть включен в задание и частично профинансирован посредством субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания. Средства на компенсацию расходов по присмотру и уходу тем не менее могут быть доведены в рамках иной субсидии (в порядке, установленном абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), однако получение их в такой форме существенно менее удобно для образовательного учреждения в силу вышеописанных сложностей с расходованием указанного типа субсидий. В связи с этим учредители образовательных учреждений, готовые профинансиро- вать часть услуги по присмотру и уходу, вынуждены либо принимать решение о предоставлении иной субсидии, несмотря на сложности


 

администрирования таких средств, либо разделять услугу присмотра и ухода на различные услуги, например, выделяя и полностью финанси- руя услугу по питанию, что позволит включить ее в задание и довести средства в рамках субсидии по абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

«Об автономных учреждениях», финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого иму- щества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообло- жения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содер- жание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приоб- ретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Вопросы распределения расходов на расходы непосредственно на выполнение задания и расходы на содержание имущества зависят от принятых учредителями методик расчета нормативных затрат, являются сложными и неоднозначными.

Согласно ч. 2.2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

«Об автономных учреждениях», уменьшение объема субсидии, предо- ставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответ- ствующем изменении государственного (муниципального) задания. Аналогичная гарантия для бюджетных учреждений установлена ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Данная гарантия защищает учреждение от сокращения субсидии, однако в ряде случаев делает работу не столь удобной. Например, в ситуации, когда учредителем принята схема жесткого подушевого финансирования с помесячной корректировкой субсидии в зависимости от изменения контингента образовательных учреждений. В такой ситуации каждое изменение в сторону сокращения требует соответствующей коррекции государственного (муниципального) задания.


 

Основной же проблемой, вместе с тем, остается финансирование тех услуг, которые ранее финансировались, фактически, на совместной основе из бюджета и обучающимися (например, совместное финанси- рование образовательной программы либо иной услуги). Учитывая, что на текущий момент софинансирование, т.е. частично платные услуги в сфере образования, законодательство не предусматривает, включить такое финансирование в задание невозможно. Остается либо вариант разделения услуги, т.е. выделения бесплатной части услуги с включением в задание (и, соответственно, субсидию), которая может создать определенные сложности в том, что потребитель откажется от платной де-юре отдельной услуги, а де-факто части услуги. И вариант доведения части стоимости субсидии с целью компенсации расходов при установлении стоимости услуги ниже себестоимости ее оказания в формате иной субсидии.

Огромную сложность предоставляют также вопросы финансиро- вания того бесконечного разнообразия, которое фактически предо- ставлено законодательством об образовании при установлении прав обучающихся не только на выбор форм получения образования и форм обучения, но и на их сочетание. Сочетания могут быть бесконечно раз- нообразными. И, формально, если обучающийся заявит, что в формате, например, семейного образования он желает освоить часть образова- тельной программы, его пожелания должны быть удовлетворены. Вме- сте с тем финансирование рассчитано на реализацию образовательной программы в целом. И в этом смысле вводить исключения практически невозможно, так как обучающихся много и они могут захотеть получать образование в совершенно различных сочетаниях форм получения образования. Рассчитать размер финансирования услуги и включить ее в задание индивидуально – это не тот уровень гибкости, который возможен в действующей системе распределения финансов. В итоге для учреждения единственным решением остается попытка предложить обучающемуся индивидуальный учебный план, который де-юре будет означать, что образовательная программа целиком реализуется в уч- реждении, и не будет вызывать проблем в ходе финансовых проверок, а фактически позволит обучающемуся реализовать свои пожелания.

Финансирование частных образовательных организаций. Фе- деральный закон «Об образовании в РФ» предполагает также развитие положений бюджетного законодательства о возможности финанси- рования некоммерческих организаций, которые не являются государ- ственными или муниципальными образовательными учреждениями. Вопрос финансирования частных образовательных организаций, равно как частных организаций иных социальных сфер, ставился уже давно,


 

и сфера образования была одной из первых, еще до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ», где была реализована соответствующая возможность, предоставленная бюджетным законо- дательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 78.1 БК РФ, в законе субъекта Российской Федера- ции о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представи- тельного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления таких субсидий устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами мест- ной администрации. Устанавливаемый порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (рас- порядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и ор- ганами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Часть 2 статьи 78.1 БК РФ предусматривает предоставление данных субсидий на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий. В эти договоры (соглашения) обязательно должно быть включено условие о согласии получателей субсидии на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предо- ставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления. В случае если согласия на осуществление такого контроля нет, субсидия не будет предоставлена. Частью 5 статьи 99 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусмотрена важная дополнительная гарантия в сфере финансиро-

вания частных образовательных организаций.

Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осущест- вляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, опре- деляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в РФ». Фактически данная норма означает, что возмеще- ние затрат частных организаций не может осуществляться в размерах,


 

дискриминирующих данные организации относительно муниципальных образовательных организаций. При расчете субсидии на возмещение затрат должен быть использован именно тот норматив, который, в случае выбора ребенком (его законными представителями) муниципальной организации, был бы передан в соответствующий муниципалитет в составе соответствующей субвенции.

Вместе с тем о полном равенстве в сфере финансирования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственных (муниципальных) и частных образова- тельных организаций в Российской Федерации говорить преждевре- менно. В частности, для частных образовательных организаций не финансируется содержание имущества, а также не предусматривается финансирования развития данных организаций. Законодательство об образовании предусматривает исключительно компенсацию затрат на реализацию образовательной услуги.

Важнейшую гарантию для сферы образования содержит ч. 3 ст. 99 Федерального закона «Об образовании в РФ»: нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере об- разования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (препода- вательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Рос- сийской Федерации, органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации, органов местного самоуправления.

Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государ- ственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Для сферы образования наиболее важными документами в этой связи являются Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012

№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»1, а также Программа поэтапного совершенствования систе- мы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р2.


1 Российская газета от 09.05.2012. № 102.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 49. Ст. 6909.


 

Фактически гарантии уровня заработной платы, достижение кото- рого предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, этими нормами возложено на бюджеты соответ- ствующих уровней: затраты на оплату труда при расчете нормативов, нормативных затрат должны учитываться с учетом обеспечения сред- него уровня заработной платы, определенного в соответствии с реше- ниями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Это очень важная норма в связи с тем, что она вводит допол- нительные для образовательных организаций гарантии объемов финанси- рования, которых нет для иных социальных сфер.

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 предписания об источниках доведения заработной платы до установлен- ного уровня не содержатся. Поэтому формально данный Указ будет вы- полнен, если размер средней заработной платы будет увеличен не за счет финансирования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а за счет интенсификации приносящей доходы деятельности организаций социальной сферы. В этой связи программа поэтапного финансирования предусматривает утверждение Правительством Российской Федерации государственных программ и планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей соци- альной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В «дорожные карты» включаются, в том числе, мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повы- шение оплаты труда работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и от 01.06.2012 № 761. На основании данных норм учредители организаций иных социаль- ных сфер зачастую предъявляют организациям требование достигать показателей по заработной плате за счет активизации приносящей доход деятельности организаций. В сфере же образования указанные нормы закона предусматривают учитывать соответствующий уровень оплаты труда уже в ходе формирования нормативов и нормативных затрат.

Правовое регулирование приносящей доход деятельности (привле- чение внебюджетных средств на нужды образовательных учреждений) регламентируется ГК РФ, Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»1, Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3340.


 

в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с со- вершенствованием правового положения государственных (муници- пальных) учреждений»1, Федеральным законом «Об образовании в РФ», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и иными нормативными правовыми актами органов власти, уставами и иными локальными нормативными актами образовательных учреждений.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации:

• автономные и бюджетные образовательные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постоль- ку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 2 и п. 3 ст. 298 ГК РФ);

• исчерпывающий перечень приносящей доход деятельности должен быть указан в уставе образовательного учреждения (п. 2 и п. 3 ст. 298 ГК РФ);

• организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную уста- новленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (ч. 3 ст. 101 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

• платные образовательные услуги (например, обучение по до- полнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и иное) не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюд- жетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъ- ектов Российской Федерации, местных бюджетов (ч. 2 ст. 101 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

• оказание платных образовательных услуг допускается на осно- вании договоров об оказании платных образовательных услуг как с физическими, так и с юридическими лицами (ч. 1 ст. 101 Федерального закона «Об образовании в РФ»);


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 19. Ст. 2291.


 

• образовательное учреждение на своем официальном сайте раз- мещает информацию о поступлении финансовых и матери- альных средств и об их расходовании по итогам финансового года, а также копию документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об ока- зании платных образовательных услуг, копию документа об утверждении стоимости обучения по каждой образователь- ной программе (ст. 29 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

• увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увели- чения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (ч. 3 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

• внебюджетные средства и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение ав- тономного и бюджетного образовательного учреждения и ис- пользуются в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ч. 1 ст. 101 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

В частности, внебюджетные средства образовательное учреждение вправе использовать:

• на покрытие недостающей стоимости платных образовательных услуг в отношении обучающихся, которым снижена стоимость платных образовательных услуг по договору (ч. 5 ст. 54 Феде- рального закона «Об образовании в РФ»);

• на различные виды материальной поддержки обучающихся (ч. 16 ст. 36 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Источниками внебюджетных средств образовательных учреждений могут быть:

• доходы от оказания платных образовательных услуг;

• арендные платежи (сдача помещений в аренду);

• кредиты банков и иных кредитных учреждений (для бюджетных и автономных учреждений);

• добровольные пожертвования, целевые взносы, дарение, на- следство и иное.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. Физиче- ское лицо, которому оказываются платные образовательные услуги,


 

является «потребителем», и на него распространяется Закон Россий- ской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребите- лей»1.

«Поскольку договор об оказании платных образовательных ус- луг – это возмездный договор, в силу которого образовательное уч- реждение оказывает услугу по обучению гражданину-потребителю (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, то на отношения между истцом и ответчиком распространяется Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»2.

Вам предлагается выполнить практические задания к насто-
? ящему параграфу в рабочей тетради.

Сведения, указанные в договоре об оказании платных образова- тельных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора (ч. 5 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

 



























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: