Экологическое законодательство: определение, источники, направления и конституционные основы экологического законодательства

Структура управления природоохранной деятельностью в России и Белгородской области

 

Согласно Конституции в Российской Федерации сформированы законодательные и исполнительные органы по управлению охраной и использованием природных ресурсов. Законодательную власть осуществляет Государственная Дума, в состав которой входят Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и Комитет по экологии. Исполнительную власть в области природопользования осуществляет Правительство Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867 введена новая структура федеральных органов исполнительной власти.9 Согласно этому документу управление использованием и охрана природных ресурсов возложена на Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). Многие исследователи считают, что это существенно ослабило природоохранные функции государства. Ранее функции управления природопользованием и охраной окружающей среды выполняли: МПР РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России), а также другие ведомства – Комитет санитарно – эпидемиологического надзора России, Федеральный горный и промышленный надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России.

Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов. В их состав входят: Госгортехнадзор, МВД и Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

В своей деятельности государственные природоохранные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а так же международными договорами Российской Федерации.

Экологическое законодательство: определение, источники, направления и конституционные основы экологического законодательства.

Экологическое право - одна из отраслей системы российского права, призванная регулировать общественные отношения в области взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, жизни и здоровья людей.

Основными источниками экологического права являются нормативные акты, принимаемые компетентными государственными органами. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ.

При анализе Конституции России как источника права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, и непосредственно экологические.

К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство...". Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической или иной целесообразности. Один из наиболее существенных признаков правового государства тот, что власть связана правом, что право превыше власти. Не случайно в некоторых странах вместо категории "правовое государство" используется понятие "господство права". С одной стороны, правовое государство исходит из признания неотчуждаемых прав и возложения на соответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть в таком государстве осуществляют только те, кто уполномочен на это конституцией и законами, причем в рамках определенных им предметов ведения и компетенции. Построение правового государства послужит, по мнению М.М. Бринчука, мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований права окружающей среды будет служить одним из критериев правового государства.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма также имеет непосредственное отношение к праву окружающей среды, прежде всего в части соблюдения и защиты экологических прав граждан. Достойная жизнь человека, которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы общества, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств права окружающей среды является инструментом создания в России социального государства.

Экологические преступления — преступные посягательства на экологическую безопасность, то есть безопасность окружающей природной среды как условия и средства обитания человека и живых организмов, а в принципе — и их выживания.

Объектом преступления выступает экологическая безопасность. В результате анализируемого деяния может пострадать любой из трех непосредственных объектов, указанных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О применении судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения":

• стабильность окружающей среды;

• природно-ресурсный потенциал;

• конституционно гарантированное право каждого на благоприятную окружающую среду

Экологические правонарушения можно классифицировать по нескольким основаниям:

• - по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделяются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законодательства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;

• - по характеру причиненного вреда - загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов; порча, повреждение, уничтожение природных объектов; истощение природных; нерациональное использование природных ресурсов;

• - по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида наступающей ответственности, - уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

• - по степени общественной опасности - экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административные, гражданские, дисциплинарные правонарушения)

Ответственность за экологические правонарушения:

• Уголовная ответственность

• Экологические преступления

• Административная ответственность

• Гражданско-правовая ответственность

• Дисциплинарная ответственность

Лицензия, договор и лимиты на природопользование. Экологические платежи: цели платного природопользования, виды. Перечень документов, регламентирующих экологические платежи. Ответственность за неуплату экологических платежей.

Порядок пользования природной средой и природными ресурсами основывается на принципах охраны природной среды и неистощимости использования природных ресурсов, создания нормальных экологических и экономических условий для ныне живущих и будущих поколений, обеспечения приоритетных направлений природопользования, учета и контроля за окружающей средой. Эффективными средствами охраны окружающей среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензия, договор и лимиты.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы. В лицензию на комплексное природопользование включают:

— перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;

— нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;

— перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов;

— нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов;

— экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность.

Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей среды, но и как один из способов регулирования природопользования.

Принципы неистощимости природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т. е. в тех случаях, когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном при-родопользовании.

Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда. Составной частью экономического механизма охраны окружающей среды является также лимитирование природопользования.

Лимиты на природопользование — предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок. Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т. д.

За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты как система экологических ограничений экономическим путем побуждают природопользователя бережно относиться к природной среде, сокращать отходы, уменьшать выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, переходить к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договоры на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.

Сегодня как никогда важно объединить весь интеллектуальный и технический потенциал, разум и политическую волю всех народов мира на решение проблем формирования нового образа мышления и гармоничного развития человека и природы, создания общества, которое удовлетворяло бы свои потребности, не подрывая законные интересы последующих поколений.

Однако устойчивое и поступательное развитие любой страны не возможно без заботы о здоровье нации, без сильных и процветающих регионов.

Сейчас эта задача особенно актуальна. И наш долг перед многими поколениями жителей планеты Земля не на бумаге, а в реалии создать достойные условия для плодотворной жизнедеятельности человека от его рождения и до глубокой старости.

Между тем известно, что здоровье нации достаточно точно отражает уровень экологического и экономического развития общества. В тех странах, где власти прилагают определенные усилия в области охраны окружающей среды и безопасности работ, там эффективные и прибыльные производства и устойчивый рост благосостояния населения. И, наоборот, где экологические проблемы уходят на задний план, там вперед неизбежно выдвигаются непростые задачи выживания человека в чужой для него среде.

В последние годы обозначилась хорошая традиция и тенденция приоритетности решения экологических проблем, сохранения природных ресурсов, охраны окружающей среды - среды обитания. И в первую очередь это связано с именем Е.С. Савченко, губернатора области.

И теперь с каждым годом неизменно растут объемы финансирования, направляемые на реализацию природоохранных мероприятий. Реализуются намеченные региональные и федеральные программы по стабилизации объемов выбросов и сбросов, снижению негативного воздействия производства, формированию единой системы комплексного мониторинга за изменением качества окружающей среды, профилактике предотвращения экологических и техногенных аварий и катастроф.

Забота о повышении качества жизни и экологической безопасности населения являются неизменным курсом работы всех структур администрации Белгородской области.

Так за короткий промежуток времени - менее двух с небольшим лет, законодательно разработаны и внедрены основные принципы природоохранной деятельности Белгородской области, создан пакет целевых программ и нормативных актов, ряд крупных межобластных и международных соглашений.

Как пример - Генеральное и пять рамочных соглашений в области природопользования и охраны окружающей среды, воспроизводстве лесного фонда, использования недр и охраны водных объектов, подписанные между Министерством природных ресурсов РФ и администрацией области. Концепция безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений. Постановления: - №329 «Об усилении экологической безопасности и охраны окружающей среды на территории области», №57 «Об утверждении Правил обеспечения плодородия почв на территории Белгородской области», №6-пп «О мерах по организации обращения с отходами производства и потребления на территории области». Всего около 20 важных нормативно-правовых актов.

Существует региональная концепция экологической безопасности населения Белгородской области, служащая основополагающим документом по управлению всей, региональной экологической политикой и направленная на сбалансированное решение задач по социально-экономическому и демографическому развитию всех ее территориальных образований, сохранению благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала области, для удовлетворения законных потребностей нынешнего и будущих поколений.

Концепция предопределяет три этапа ее реализации:

- На первом - до 2005 года решаются вопросы по стабилизации объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и образования отходов производства и потребления на всех хозяйствующих субъектах области.

Ожидаемые результаты: Разработка и реализация первоочередных организационно-технологических мероприятий по стабилизации объемов эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу, подземные и поверхностные водоемы. Оптимизация работ по обращению с отходами. Самое пристальное внимание будет уделено вопросам обеспечения благоприятных условий труда работающих, формированию единой системы комплексного мониторинга изменения качества окружающей среды, профилактике предотвращения экологических и техногенных катастроф.

- На втором - до 2007 года реализуются мероприятия по снижению технологических объемов выбросов, сбросов и размещению отходов, создаются условия по минимизации риска возникновения техногенных аварий на потенциально опасных производственных объектах горнометаллургической, строительной и химической отраслей промышленности, энергетики, транспорта и сельского хозяйства. Основной упор будет сделан на внедрение организационно-технологических мероприятий по ресурсо и энергосбережению, снижению энергоемкости материалоемкости выпускаемой продукции и услуг независимо от роста производства, совершенствование действующих технологических процессов с переводом их на более чистые, реконструкцию существующего оборудования, эффективное использованием топливно-энергетических ресурсов, развитие капитального строительства и обновление природоохранных объектов, улучшение системы экологического мониторинга.

- На третьем - 2007 - 2010 и последующие годы реализуются работы по коренному улучшению экологической ситуации на территории Белгородской области, обеспечивающие создание здесь здоровой и безопасной среды обитания.

Успешное решение положений настоящего документа предполагает создание специальных, комплексных программ и планов действий на региональном, муниципальном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Белгородчина - общий дом для всех ее жителей и поддерживать в этом доме необходимый экологический и санитарный порядок - долг каждого из нас.

Предпринимаемые властными структурами области усилия по наведению чистоты и порядка получили одобрение и всемерную поддержку среди трудовых коллективов, коллективов учебных заведений, молодежных формирований, ветеранских объединений.

Так, сегодня успешно стартовало, претворяется в жизнь постановление правительства Белгородской области от 12 марта 2004 года № 5-пп «О проведении на территории области Дней защиты населения от экологической опасности», хорошо реализуются и ранее намеченные программы по благоустройству и озеленению населенных пунктов, приводятся в надлежащий порядок и в должной мере обустраиваются реки, родники, строятся автомобильные дороги.

Сегодня не нужно никого убеждать, что мы живем в эпоху глубокого экологического кризиса тогда, когда не всегда продуманная хозяйственная деятельность человека приводит к негативным экологическим последствиям. Это и нарушение естественных природных процессов, и техногенное загрязнение вредными для человека выбросами и сбросами воздуха, воды, почвы, растительного мира, и хищническое эксплуатация природных ресурсов. И здесь очень важным должен стать следующий принцип - каждому свою хозяйственную деятельность надо строить так, чтобы изначально не допускать никаких негативных воздействий на окружающую среду, от которых потом бы пришлось ее «успешно охранять».

Всем нам следует понять, что дальнейшее бесконтрольное угнетение природных систем приведет лишь к большей дестабилизации биосферы и в конечном итоге к полной утрате её целостности и способности поддерживать и восстанавливать столь необходимое для жизни людей качество окружающей среды.

В целях дальнейшего повышения роли государственного регулирования в области охраны окружающей среды и принятия, действенных мер по созданию здоровой и безопасной среды обитания, специальным постановлением Е.С. Савченко образован специальное подразделение Государственная экологическая инспекция.

Являясь уполномоченным органом исполнительной власти в сфере экологического контроля, Инспекция призвана предупреждать, выявлять и пресекать нарушения в области охраны окружающей среды и ее решения обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

Для успешной реализации экологической политики области Государственная экологическая инспекция наделена широкими полномочиями от оформления ходатайств о поощрении добросовестных природопользователей, до предъявления исков о возмещении вреда и приостановки или запрещении хозяйственной деятельности загрязнителей природы.

Сегодня главная задача Инспекции - это действенная помощь главам местного самоуправления городов, районов и сельской администрации области в наведении и поддержании санитарного и экологического порядка, способствуя улучшению здоровья населения и, как следствие, нашему национальному достоянию

За сравнительно небольшой промежуток времени Государственная инспекция уверенно стала на ноги и ее главный успех это принятие конкретных и действенных мер по усилению экологической безопасности и экономической ответственности всех хозяйствующих объектов за загрязнение окружающей среды на территории области.

Природа щедро одарила нашу область своими богатствами и сегодня это цветущий и быстро развивающийся край с гигантскими запасами полезных ископаемых - железных руд и строительных материалов, богатых черноземных почв и водных ресурсов, достаточных для эффективного развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

В тоже время экологическая ситуация в области характеризуется многими негативными тенденциями, среди которых главными являются постоянно растущие объемы техногенных нагрузок на окружающую среду, а также, тревожное снижение экологической емкости региона. Повсеместно имеет место рост загрязнения воздушного бассейна и деградация рек, прудов и водохранилищ, ухудшается среда обитания водных животных. Все это в определенной степени негативно сказывается на здоровье людей.

В настоящее время в области насчитывается 117 крупных и свыше 200 средних промышленных предприятий, более 350 тысяч автомототранспортных средств, являющихся основными стационарными и передвижными источниками загрязнения окружающей среды.

Ежегодно от хозяйственной деятельности атмосферный воздух поступает свыше 300 тыс. тонн вредных веществ и в поверхностные водоемы сбрасывается от 12 до 12,6 млн. м3 загрязненных сточных вод. Как и во многих регионах России основным источником негативного воздействия на окружающую среду является автотранспорт на долю которого приходится до 70% от общего объема выбросов.

Для снижения неблагоприятного воздействия автотранспорта в области успешно реализуется долгосрочная Программа «Чистый воздух». Ежегодно проводятся плановые контрольные рейды, в которых задействуются работники ГУПР, ГИБДД (ГАИ), транспортной инспекции, специалисты центров Госсанэпиднадзора, гидрометеорологии и представители общественности.

Однако самой значимой из всех программ, реализованных администрацией области по улучшению экологической обстановки региона, стала воплощенная в жизнь мечта многих сотен тысяч жителей области - это повсеместная газификация городов, сел и других населенных пунктов, а также перевод большей части асфальтобетонных заводов на природное газообразное топливо.

В результате реализации значительного комплекса мероприятий приземные концентрации загрязняющих веществ в воздухе основных промышленных городов области в среднем не превышают 0,67ПДК по пыли, 0,12-0,2ПДК по диоксиду серы и 0,5-0,87ПДК по оксидам азота. Экстремально высоких уровней загрязнения атмосферы за многолетний период наблюдений не зафиксировано. Это притом что, как свидетельствует официальная пресса, в настоящее время более 100 миллионов россиян проживают в условиях постоянного превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а в ряде мест эти показатели устойчиво достигают и десятикратных значений.

Совместными усилиями Совета безопасности администрации области, органов местного самоуправления городов и районов, областной станции защиты растений, Центра Госсанэпиднадзора в Белгородской области принимаются меры по подготовке к утилизации и отправке за пределы области на специализированный государственный полигон непригодных и запрещённых пестицидов. За последние более 20 лет на территории области их накопилось около 400 тонн.

Решен вопрос по вывозу из области радиоактивных (изотопных) а также ртутных отходов.

Из общего количества образующихся отходов 80 % приходится на горнодобывающую и металлургическую промышленность. Руководители и специалисты в этой отрасли производства изыскивают способы вторичной переработки отходов. Так, например, уже сегодня шлаки ОАО “ОЭМК” в объеме до 40 тыс. т/год, успешно перерабатываются его дочерним предприятием ЗАО “ОЭМК-Втормет” с выделением металлов, щебня и песка, реализуемых на сторону и используемых в основном производстве.

Проблемой также является товарная известь сахарных заводов, которая, занимая большие площади, она является источником повышенного загрязнения атмосферы.

Для оперативного управления процессами обращения с отходами производства и потребления администрацией области намечен ряд конкретных мер по формированию единой сети планово-регулярного контейнерного сбора и перевозки твердых бытовых отходов, с постепенным их переводом на более прогрессивные - двухступенчатые методы промышленной переработки, включающие предварительную сортировку материалов на городских перерабатывающих станциях или заводах и последующим размещением их остатков на полигонах захоронения. В качестве реального шага исполнения намеченного стало строительство и успешная эксплуатация в Белгородском районе полу автоматизированного комплекса по переработке твердых бытовых отходов, аналоги которого, после промышленного освоения и доработки предполагается строить и в ряде других промышленных городах области. Это безусловно позволило и еще позволит свести к минимуму многие негативные воздействия отходов на качество окружающей среды и положительным образом отразится на здоровье населения.

Одним из наиболее эффективных путей решения этой проблемы мы видим в реализации постановления губернатора области Е.С.Савченко №57 от 27 февраля 2004 года, которым уже на юридической основе закреплены единые Правила обеспечения воспроизводства плодородия почв на территории Белгородской области.

Согласно требованиям этого нормативного акта, разработанного впервые в отечественной практике, все землепользователи вне зависимости от формы собственности теперь обязаны будут осуществлять мероприятия по сохранению и воспроизводству плодородия почв в соответствии с требованиями, изложенными в проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования почв. Эти документы сегодня являются обязательными для Белгородской области, и их отсутствие будет, рассматривается как административное правонарушение. В этой связи, государственной экологической инспекции даны широкие полномочия по пресечению этого противоправного деяния и к злостным нарушителям элементарных требований защиты почв от эрозии будут приняты суровые меры.

Так, в соответствие со статьей 5.7. Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области». Невыполнение установленных законом требований должностных лиц государственной экологической инспекции Белгородской области в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды (в частности постановления губернатора Белгородской области от 27.02.2004 г., №57) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до пятидесяти МРОТ и на юридических - от ста до пятисот МРОТ.

К сожалению, к нерешенным экологическим проблемам в нашей области можно отнести так же и низкую культуру и отсутствие элементарной экологической грамотности большинства населения, а также потребительскую психологию, которые часто приводят к возникновению неприятных экологических ситуаций в ряде регионов страны. Незавершенными остается и вопросы создания такой системы непрерывного экологического образования, которая охватила бы собою все слои населения и была бы направлена на изменение в сознании людей потребительского, равнодушного отношения к природе вообще.

Обеспечение экологической безопасности России как условия выживания и развития страны предполагает смену приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики и жизни общества, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и ответственного участия каждого человека в их решении. Поэтому экологическое образование, формирование экологической культуры населения должно стать обязательной и приоритетной составляющей политики государства и регионов в области природопользования и охраны окружающей среды, в области образования и формирования культуры населения. Специалистам-педагогам хорошо известно, что трудно изменить психологию взрослого человека, легче сформировать необходимое мировоззрение у детей. Поэтому нужно направить усилия на формирование экологических умений и поведенческих навыков, экологической компетентности и грамотности, на воспитание экологической культуры как молодого, так и взрослого населения через организацию активного участия в природоохранных акциях, в общественном экологического движении, что будет способствовать и формированию гражданской позиции, и социальной активности молодежи и всего населения.

Одним из принципов экологического образования является непрерывность, т.е. взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека в духе экологической ответственности на протяжении всей жизни.

Система обучения предусматривает первой ступенькой экологического образования - семейное воспитание, затем экологическое образование на дошкольной ступени, продолжение закрепления полученных основ на школьной скамье.

Важную роль в системе экологического образования играет пропагандистская и разъяснительная работа среди населения. Этим занимаются специалисты Главного управления природных ресурсов, государственной экологической инспекции Белгородской области, санэпидемнадзора области, органов внутренних дел, управления охотничьего хозяйства, госрыбинспекции и других природоохранных органов, а также учителя, медицинские работники, специалисты сельского хозяйства.

Разбудить сознание каждого индивидуума, воспитать в нем определенную экологическую культуру, привить чувство любви к родной земле и всему, что на ней есть является главной целью экологической политики Белгородской области.

Разбудить сознание каждого индивидуума, воспитать в нем определенную экологическую культуру, привить чувство любви к родной земле и всему, что на ней находится - длительная и кропотливая работа. От качества постановки этой работы и уровня ее организации в решающей мере будет зависеть результативность Экологической политики области.

Всем нам следует понять, что дальнейшее бесконтрольное угнетение природных систем приведет лишь к большей дестабилизации биосферы и в конечном итоге к полной утрате её целостности и способности поддерживать и восстанавливать столь необходимое для жизни людей качество окружающей среды.

Ведь даже из-за элементарного экологического неблагополучия часто под угрозой оказывается самое дорогое - жизнь и здоровье многих сотен и даже тысяч людей.

Необходимо и далее всеми силами пытаться остановить этот нарастающий экологический кризис, ведь сегодняшняя цена данного вопроса очень высока - это жизнь нынешнего и будущего поколений Белгородцев. Необходимо в корне изменить свою психологию, от безответственного потребителя-временщика и наемника, до добропорядочного природопользователя - подлинного творца и создателя своего достойного будущего.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 года №1225-р одобрен проект экологической доктрины России. Этот стратегический документ определяет основные направления государственной политики в области экологии: обеспечение устойчивого природопользования; снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение; сохранение и восстановление природной среды.

Отрадно, что многие положения Экологической доктрины России, и рассмотренной находят свое отражение в нормативных актах по вопросам природопользования и охраны окружающей среды в нашей области.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Глазунов Е.Г. Состояние окружающей среды и использования природных ресурсов Белгородской области в 2000 году. - Белгород.: Комитет природных ресурсов по Белгородской области, 2001. - 158 с.

3. Глазунов Е.Г. Состояние окружающей среды и использования природных ресурсов Белгородской области в 2002 году. - Белгород.: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Белгородской области, 2003. - 108 с.

4. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. - М., ВЛАДОС, 1998.-312 с.

5. Потапов А.Д. Экология. - М.: Высшая школа, 2000. - 446 с.

6. Карпова Г.А. Экологизация социального управления / С.-Петербург. ун-т экономики и финансов. СП б., 1993. 145 с.

7. Петин А.Н и др. Экология Белгородской области. - М., изд. МГУ, 2002

8. Терентьев М.В. Доклад на областную экологическую конференцию. Экологическая инспекция по Белгородской области.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: