Жизнь человеческой цивилизации продолжает требовать, быть может, с особой остротой, поскольку человечество вступило в грозную для него эпоху "экологического кризиса", Современное состояние жизнедеятельности:
- опасного для самого существования человечества эгоистически-потребительского и недальновидного отношения к природе;
— анализа взаимоотношений между природой и культурой, сложившихся в истории человечества, существующих в наше время и возможных в будущем.
Анализ показывает, что отношение "культура/природа" имеет разные уровни, разные сферы проявления и разные исторические формы.
Уровни:
а) практическое отношение, выражающееся в труде, который К. Маркс точно назвал "обменом веществ между человеком и природой";
б) практически-духовное отношение, которое складывается в обыденном сознании людей в их повседневной жизни, выражаясь в ее преобразовании силами фантазии в некий отличный от реальности, воображаемый идеальный мир, ценностное осмысление которого опредмечено в мифологии, религии и искусстве.
|
|
в) духовно-теоретическое отношение, выражающееся, с одной стороны, в познании законов природы, зарождающемся в обыденном сознании и получающем свое наивысшее выражение в науках о природе, в естествознании, а с другой — в ценностном осмыслении природы, которое разрабатывается в пределах идеологии и выражается в разном понимании взаимоотношений природы и культуры.
Под сферами проявления отношений между природой и культурой имеется в виду различие между:
а) превращением "во вторую" природу окружающего человека материального мира в результате соответствующих усилий культуры;
б) столкновением и активным противоборством природы и культуры в самом человеке как природном и одновременно культурном существе;
в) созданием человеческим воображением в ходе практически-духовного освоения реальности идеального мира, воплощающегося в образах мифологии и искусства.
Сменяющие друг друга в истории человечества материально-практическая и практически-духовная формы взаимодействия природы и культуры по сути дела вообще не существуют изолированно одна от другой, они друг друга опосредуют и оплодотворяют, будучи разными способами превращения природного в культурное — реальным и идеальным;
ВОПРОС 4. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО,ЕЁ ПРОБЛЕМЫ: КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ. ВОСПИТАНИЕ.ОБРАЗОВАНИЕ.ИСКУССТВО.
ТВОРЧЕСТВО
Особенности проявления: а) на разных уровнях, б) в разных сферах, в) на разных обществу, к примеру:
- организационно-коммуникативной деятельностью;
- к природной стороне самого человека — медицинской, спортивной, педагогической деятельностью;
|
|
- к жизни общества — идеологической деятельностью, вырабатывающей необходимые обществу ориентиры, обоснования, духовные позиции.
Поэтому, подобно тому, как вещи принадлежат одновременно и природе, и культуре, так социальные организации — скажем, школа и университет, фирма и банк, министерство и политическое объединение — принадлежат и обществу, и культуре.
Общество предоставляет культуре саму возможность реализовываться в человеческих действиях, ибо как бы ни менялось экономическое и политическое содержание общественных отношений, обусловливающих отношение общества к культуре
Отношения общества и культуры являются их взаимной потребностью друг в друге, их всесторонним взаимодействием. Культура необходима человеческому обществу с первых шагов его существования, и чем дальше, тем во все большей степени, потому что тот тип организации коллективной жизни, который сложился в мире животных, — закодированный в генофонде, имеющийся у каждой особи и передающийся каждому поколению, — перестал функционировать в жизни первых человеческих популяций. Многие из них, не сумевшие выработать новый, внебиологический способ организации своего бытия, погибали, а выживали лишь те, которым удавалось решить эту небывалую для жизни природы задачу.
Суть данного решения заключается в том, что люди научились создавать особый тип предметной реальности — разнообразные объединения, союзы, организации — от родовых, племенных, религиозных до современных экономических, политических, правовых, научных, просветительных, художественных и т. п., деятельность которых обеспечивалась не унаследованными каждым индивидом врожденными инстинктами, а обретаемыми им прижизненно представлениями, убеждениями, знаниями, умениями.
Они вырабатывались методом "проб и ошибок, они сталкивались друг с другом, конкурировали, ожесточенно боролись между собой, поскольку обеспечивали не только различные, но и противоположные, альтернативные действия.
На первых этапах общественного развития оно протекало стихийно, не осознаваемое человеком или осознаваемое ложно
Развитие человеческого общества в ходе социальных преобразований, особенно в нашей стране в последнее десятилетие выявило, для всех неожиданно, что в наиболее, казалось бы, строгой общественной науке — политической экономии — десятки самых разных ученых, и российских, и западноевропейских, не могли сойтись во взглядах на конкретный характер процесса перестройки экономики бывшего Советского Союза и укрепления Российской Федерацией суверенитета и независимости в условиях не прекращаюших санкций против РФ.
не более успешным (или успешными?) оказались действия ученых-правоведов в построении новой Конституции России, а в марте и апреле 2020 года потребовалось дополнение (изменение) некоторых глав и статей Конституции РФ, и гражданского и уголовного кодексов, равно как и усилия теоретиков от педагогики, радикально улучшить систему образования и молодёжной политики современной России.
При этом все сознают, что отсутствие научно-теоретического обоснования практической деятельности в этих, как и во всех иных направлениях, обрекает ее на слепой поиск методом "проб и ошибок", делающий неизбежными большие потери и медленный ход процесса — в социальной деятельности, в отличие от технического конструирования, нельзя, к сожалению, повторить, скорректировав его, неудавшийся эксперимент; поэтому в выборе теоретической концепции, подлежащей практическому воплощению, решающее значение имеет интуиция государственного деятеля, реформатора или революционера, судьей же оказывается только история...
|
|
А интуиция — это не чисто природное качество, но природно -кулътурное, как и все в человеке, она синтезирует врожденные индивиду способности и предоставляемый культурой опыт в истории человечества.
Общество и культура встречаются здесь в ходе воспитания личности, делая этот процесс двусторонним — одновременно социализацией и культуризацией индивида. Здесь кроется чрезвычайно важная проблема:ибо в педагогике господствуют односторонние представления о воспитании — либо как о формировании индивида обществом, либо как о его приобщении к культуре. в котором освоение богатств культуры ведет преимущественно к формированию индивидуально-своеобразных черт личности, а на другом краю — воспитание в военной..В школе, где доминирует формирование единых для всего коллектива учеников граждански-патриотического сознания и правил поведения, а между этими полюсами,
с одной стороны, семейное воспитание, делающее акцент на развитии индивидуальных особенностей ребенка средствами культуры,
а с другой стороны, воспитание в обычной школе, гимназии, колледже, которое выдвигает на первый план усвоение всеми учениками единого комплекса знаний, умений и форм поведения.
Но и в разного типа учебных заведениях меняется соотношение индивидуации и обобществления — скажем, в художественных школах, училищах, институтах господствует первая, а в юридических учебных заведениях — вторая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Связь человека и культуры проявляется двусторонне — человек творит культуру и культура творит человека.
Плодом познавательной деятельности человека является - знание.
Плодом духовно-преобразовательной деятельности — проект.
Человек, является не только творцом культуры, но и ее творением.
Человек вбирает, усваивает и присваивает культуру - становясь тем самым культурным существом.
Литература:
https://biblio-online.ru/?
1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО
Под ред. Кефели И.Ф.
Год: 2020 / Гриф УМО СПО