Доказательство от причины

Особенности средневековой философии

1. Хронологические рамки.

2. Особенности средневековой философии.

3. Отношение христианства к философии.

Хронологические рамки

В средневековой философии можно выделить этапы:

а) апологетика 2-3 вв. (греч. апология απολογία – защита, заступничество) – идеология гонимой церкви. Цель - оправдать христианство в глазах Рима, доказать преимущество христианства перед язычеством.

б) патристика 3-5 вв. (греч. πατήρ, лат. pater — отец) – формирование христианства как единого учения.

в) схоластика 5-15 вв. (греч. σχολαστικός «учёный», scholia «школа») – идеология господствующей церкви: христианство распространяет своё влияние на все формы жизни человека.

Особенности средневековой философии:

· религиозность: главная тема для философии – Бог, сама философия становится «служанкой» богословия, её задача - рационально доказать существование Бога,

· теоцентризм: Бог – цент мироздания, положение других существ определяется по отношению близости – дальности к Богу,

· креационизм: Бог – Творец, Он создал мир из ничего за 6 дней.

· провиденциализм: всё, что происходит в мире, происходит по воле Бога.

· эсхатология: учение о конце света

· теодицея: оправдание Бога: зло в мире от человека, а не от Бога.

· персонализм: Бог есть личность, и человек есть личность, благодаря этому возможно общение человека с Богом.

· консерватизм: истина дана в священных текстах, попытка сказать новое – это ересь, гордыня.

· символизм: Бог есть тайна, открыть которую невозможно, но Бог являет себя в символах.

Отношение христианства к философии

В христианстве существовало 2 отношения к философии:

1) Первое отрицало.

Тертуллиан (160-220) утверждал:

а) «философы не знают истины, стало быть не нашли»,

б) «всю мудрость греки взяли у пророков».

2) Второе допускало возможность использования философии для объяснения христианства.

Ориген (185-254) считал, что «правильно понятая Библия не мешает здравой философии, правильно применённая философия не вредит Библии».

Блаженный Августин (Аврелий)

(354-430)

1. Понятие времени.

2. Открытие внутреннего мира человека – Я.

3. Философия истории.

Понятие времени

В трактате «Исповедь» Бл. Августин сформулировал парадокс времени: «как могут быть прошлое и будущее; когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? А если бы настоящее не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность. Настоящее именно потому и время, что оно уходит в прошлое. Как тогда можно говорить о том, что оно есть, если оно поэтому и есть, что его не будет? Итак, время существует лишь потому, что стремиться исчезнуть».

    Время создано Богом, сам же Он пребывает в вечности. Время существует в духовном мире человека: есть настоящее прошлого – это память,

настоящее настоящего – созерцание, настоящее будущего – надежда.

    Как Аристотель, Бл. Августин связывал время с движением, но время не совпадает с движением, так как принадлежит душе.

Время, по Бл. Августину, движется не по кругу, как представляли движение времени греки, а движется вперёд и имеет необратимый характер. Соответственно, метафорой времени является не круг, Бл. Августин даёт другую метафору: время – это стрела.

Время передаёт не зрение, как представляли греки, а слух, время – это звучание человеческого голоса, подобная метафора точнее передаёт мимолётность и неуловимость времени.

Открытие внутреннего мира человека – Я.

         Важным является открытие внутреннего мира человека – «Я». Загадкой является не природа, а мы сами, таким образом, Бл. Августин поставил проблему конкретного человека.

    И истину необходимо искать не в природе, а душе человека. Аргументом была цитата из Библии: «Царствие Божие внутри нас». Истина даётся человеку не как анамнезис – воспоминание, а как иллюминация – озарение.

Философия истории

    Бл. Августин попытался представить историю человечества и её смысл с точки зрения христианства. Он представил её в виде борьбы двух градов: града Божьего и града земного. К граду Божьему принадлежат те, кто любит Бога больше, чем себя самого, к граду земному – те, кто себя любит больше, чем Бога, таким образом, оба града построены на любви, но град Божий – на альтруистической любви, град земной – на эгоистической любви.

На Земле град Божий ведёт своё происхождение от Авеля, сына Адама, град земной происходит о другого сына Адама – Каина.

    История человечества протекает во времени, а значит, имеет начало и конец. По аналогии с днями творения мира Бл. Августин различает семь этапов истории: 1) от Адама до Великого потопа, 2) от Ноя до Авраама, 3) от Авраама до Давида,4) от Давида до вавилонского пленения, 5) от вавилонского пленения до рождения Христа, 6) от Христа до Страшного Суда, 7) вечность.

Фома (Томас) Аквинский

(1227-1274)

1. Пять доказательств существования Бога:

а) доказательство от движения,

б) доказательство от причины,

в) доказательство от необходимости,

г) доказательство от совершенства,

д) доказательство от цели.

2. Проблема универсалий (общих понятий).

а) номинализм

б) реализм

в) концептуализм

3. Соотношение разума и веры

Пять доказательств существования Бога.

    Одной из основных проблем средневековой философии было рациональное доказательство существования Бога для язычников (истинный христианин в доказательстве не нуждается, он верит в Бога). Опираясь на предшествующих теологов и Аристотеля, Фома Аквинский попытался решить эту проблему, предложив 5 доказательств бытия Бога:

Доказательство от движения

Как и Аристотель, Фома Аквинский считает, что источник движения может быть только извне (отрицается самодвижение). Все вещи тогда можно разделить на две группы: одни движимы, другие двигают и вместе с тем движимы.

Цепочка не может быть бесконечна (запрет бесконечного регресса), значит есть То, что двигает всё остальное, но Само находится в покое – это Бог (Аристотелевский перводвигатель).

Доказательство от причины

    Каждая вещь имеет причину своего рождения, как правило, это другая вещь. Любое событие происходит по какой-либо причине, и эта причина находится извне. Цепь причин не может быть бесконечна (запрет бесконечного регресса), значит, есть причина всех причин – это Бог.

    Все действующие причины вызваны другими причинами, которые, в свою очередь также вызваны другими причинами.

Цепь причин конечна (запрет бесконечного регресса), следовательно, должна быть причина всех причин, но она ничем не обусловлена – это Бог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: