Доказательство от необходимости

    Происхождение вещей кажется нам случайным, потому что вещи могут быть, а могут и не быть. Если рассмотреть вопрос более внимательно, то выясняется, что любая вещь рождена по необходимости, и эта необходимость заключена в другой вещи.

Цепь вещей не может быть бесконечна (запрет бесконечного регресса), значит, существует То, что необходимо само по себе – это Бог.

г) Доказательство от совершенства

    Вторая вещь лучше, совершеннее, чем первая вещь, но третья лучше, чем вторая и так далее.

Цепь совершенных вещей не может быть бесконечна (запрет бесконечного регресса), значит есть То, что абсолютно совершенно – это Бог.

д) Доказательство от цели

    Даже безжизненные вещи имеют цель, но эта цель задана им извне. Живые существа могут иметь внутренние цели, но и они заданы им извне. Цепь тех, кто задаёт цель, не может быть бесконечна (запрет бесконечного регресса). Значит, есть То, что задаёт цели всем живым существам и неживой природе – это Бог.

Проблема универсалий (общих понятий)

Ещё одной из основных проблем была проблема универсалий – общих понятий. Существовало три точки зрения на эту проблему: номинализм, реализм, концептуализм.

а) Номинализм – (от лат. nomen – имя) универсалии – это лишь абстракции, имена, в реальности существуют только вещи.

Представители - Уильям Оккам, Росцеллин

б) Реализм – универсалии существуют объективно, вне сознания человека.

Крайний реализм опирался на Платона и неоплатоников и признавал существование универсалий вне и до конкретных вещей.

Представители - Эриугена, Ансельм Кентерберийский.

Умеренный реализм опирался на Аристотеля и перипатетиков и признавал существование универсалий в вещах.

Представители – Фома Аквинский

в) Концептуализм - (от лат. conceptus - понятие) промежуточная позиция между номинализмом и реализмом. Универсалии существуют до вещей как «мысли» Бога, в вещах как тождественность «мыслям» Бога и после вещей как понятия.

Представители – Дунс Скотт, Абеляр.

Соотношение разума и веры

    Ещё одна проблема средневековой философии – проблема соотношения разума и веры.

    Фома Аквинский различал «истины разума» (истины философии) и «истины откровения» (истины веры). Истина – это Бог, поэтому истины разума и истины веры не могут противоречить друг другу.

Человеческий разум ограничен во времени и в пространстве и имеет дело с явлениями объективного мира, поэтому его сфера ограничена и не все истины откровения ему подвластны. Истины откровения не подвластны разуму, так как превосходят его, поэтому, когда философия входит в противоречие с теологией, она должна уступить и согласовать свои выводы с теологией: истины веры выше, чем истины разума.

    Учение Фомы Аквинского до сих пор является официальным учением католической церкви – томизм или неотомизм, его представители — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: