Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени

Определение септаккорда (смотри Билет № 3).

Также распространенными в музыке являются вводные септаккорды.

 

Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от YII ступени лада.

 В зависимости от септимы, которая образуется между крайними звуками, вводные септаккорды бывают:

Малый вводный – если крайние звуки образуют малую септиму. (МYII7)

Уменьшенный вводный - если крайние звуки образуют уменьшенную  септиму. (УмYII7)

 

 МYII7 строится только в натуральном мажоре. УмYII7 – в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

 

Интервальный состав:

                                    МYII7 = м3 + м3 + б3 

                                    УмYII7 = м3 + м3 + м3

 

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.

 

               

 

           До маж. нат.  гарм.      ля мин. гарм.

      МYII7 Т 5/3 УмYII7 Т 5/3 УмYII7 t5/3

 

Второй способ разрешения вводных септаккордов - через Д 6|5 - в тонику.

 

 

Септаккорд II ступени - строится только в натуральном мажоре на II ступени. (II7)

II7 = м3 + б3 + м3

Разрешается в Т6 с удвоенным квинтовым тоном. Или через Д 4/3 - в тонику.

БИЛЕТ № 5.

Мажор и минор, их разновидности. Параллельные, одноименные и энгармоническиравные тональности. Родственные тональности.

Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады.

Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

 

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический

Натуральный – минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический – минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический – минор, в котором при движении вверх повышаются VI и YII ступени. 

При движении вниз эти повышения отменяются.

Мажор встречается натуральный (в котором ступени не изменены) и гармонический 

(с пониженной YI ступенью).

 

Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые  ключевые знаки, общие звуки, но разные тоники. Например: До-мажор и ля-минор; 

Соль-мажор и ми-минор; Фа-мажор и ре-минор; Ре-мажор и си-минор; СиЬ-мажор и

 соль минор.

Разница между тониками параллельных тональностей равна малой терции.

 

Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности,

 имеющие общую тонику, но разные ключевые знаки. Например: До мажор (нет знаков) 

и до минор (сиЬ, миЬ, ляЬ). Разница в ключевых знаках всегда равна трем.

 

Энгармонически равные тональности - это тональности одинаковые по звучанию, но 

различные по названию и написанию: Си мажор - До-бемоль мажор, Фа-диез мажор - 

Соль-бемоль мажор

                        

 Для данной тональности родственными  являются те тональности, тонические 

трезвучия которых можно построить на ступенях данной тональности.

 

К ним относятся: 1. Параллельная тональность

                             2. Доминантовая тональность и ее параллельная

                             3. Субдоминантовая тональность и ее параллельная

                             4. Тональность минорной субдоминанты в гармоническом мажоре

                             5. Тональность мажорной доминанты в гармоническом миноре.

 

Родственные тональности для До мажора: ля минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, ре минор, фа минор.

Родственные тональности для ля минора: До мажор, ми минор, Соль мажор, ре минор, Фа мажор, Ми мажор.    

 

              

БИЛЕТ № 6.

Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: