Нормативно-правовые акты, регулирующие образование в Российской Федерации

Ответ: Источники права различаются по их юридической силе. Высшую юридическую силу на территории Российской Федерации имеет Конституция Российской Федерации, следующими по значимости идут федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Правительства, Указы Президента Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Базовым законом, на основе которого и выстраивается законодательство об образовании, является Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон об образовании не единственный законодательный источник, регулирующий отношения в сфере образования на федеральном уровне.

Кроме него, источниками российского образовательного права могут быть как «профильные» федеральные законы, принятые специально для регулирования отношений в сфере образования (например, Федеральный закон о Московском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете), так и большое количество «непрофильных» законов.

Как бы подробно и детально ни регулировались образовательные отношения на законодательном уровне, всегда сохраняется потребность в нормативно-правовом регулировании, осуществляемом через подзаконные акты. Подзаконное нормотворчество отличается, как правило, большей оперативностью; оно способно быстро реагировать на новые явления в сфере образования. В отдельных случаях нормы федеральных законов непосредственно отсылают к нормативным правовым актам, которые должны быть приняты правительством или федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с определением законодательства об образовании, содержащимся в статье 4 Закона об образовании, подзаконные нормативные правовые акты включаются в состав законодательства об образовании. Это приводит к разрастанию массива такого законодательства и требует установления четких параметров его формирования и соответствия базовым положениям, содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Юридическими гарантиями целостности и непротиворечивости законодательства об образовании являются содержащиеся в Законе об образовании нормы, в которых:

- установлены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (статья 3);

- определены цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования (пункты 2 и 3 статьи 4);

- закреплен принцип, в соответствии с которым нормы подзаконных актов должны соответствовать Закону об образовании и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим Законом (пункт 4 статьи 4);

- сформулирован принцип разрешения юридических коллизий в рамках законодательства об образовании: в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в подзаконных актах, нормам Закона об образовании, применяются нормы Закона об образовании (пункт 5 статьи 4);

- зафиксированы полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования (статья 6).

Государственная политика в области образования в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Российская Федерация провозгласила область образования приоритетной.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования, разрабатываемая и утверждаемая Правительством Российской Федерации. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

Принципы государственной политики области образования:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: