Ответственность за нарушение законов и обычаев войны и преступные нарушения прав человека

Существуют следующие виды ответственности за нарушение законов и обычаев войны:

1) политическая, выступающая в формах:

– санкций, т. е. принудительных мер военного или иного характера, применяемых против агрессора в случае угрозы миру и безопасности. Решение о санкциях принимает Совет Безопасности ООН на основании ст.ст. 39, 41 и 42 Устава ООН.

– с атисфакций, применяемых в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства, состоящих: а) в выражении сожаления; б) в выражении удовлетворения; в) в выражении сочувствия; г) во взятии обязательства привлечь виновных к ответственности;

рестораций, т. е. восстановлении государством-правонарушителем прежнего состояния и несении связанных с этим неблагоприятных последствий политического и материального характера;

2) материальная, которая реализуется через: репарации – возмещение причиненного войной материального ущерба денежными средствами, ценностями, услугами; реституции – возвращение, восстановление или замена в натуре неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных ценностей.

3) уголовная ответственность индивидов наступает на основании решений, принимаемых: а) судами национальных государств – за преступления международного характера, не связанные с деятельностью государства (жестокое обращение с военнопленными, ранеными, гражданским населением); б) специальными судебными органами, созданными на основании международных договоров для осуществления правосудия за международные преступления, связанные с деятельностью государства (преступления против мира и человечности, военные преступления).

Под военными преступлениями понимаются такие международные деяния (действия) субъектов, которые нарушают общепризнанные законы и обычаи войны.

Вопросы уголовной ответственности за нарушение норм права вооруженных конфликтов регулируются: Уставом Международного военного трибунала 1945 г.; Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г.

 

Правовые основы чрезвычайного и военного положения.

Правовой основой для введения чрезвычайного и военного положения в России являются положения Конституции Российской Федерации, которая регулирует цели, задачи, условия введения особого правового режима деятельности, устанавливает, какие права и свободы граждан могут ограничиваться при их введении, а какие нет, а также федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001         № 3-ФКЗ  и «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ и принятые на их основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Чрезвычайное положение – особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории России или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации (путем принятия указа) в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Военное положение на территории Российской Федерации вводится Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или в отдельных ее местностях, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Основанием для введения режима военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

Основные права и свободы человека в период действия режимов чрезвычайного или военного положения могут быть ограничены.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: