I. Организационный момент

Основные даты: 1240г., 1242 год

Межпредметные связи: география, литература

Внутрипредметные связи: Монголо-татарское нашествие на Русь, Крестовые походы.

Список используемой литературы

Для учителя:

1. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России с Древнейших времен до конца XVII века» М: «Русское слово» 2012 г.

2. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России с Древнейших времен до конца XVII века» М: «Русское слово» 2012 г. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций М.: Русское слово, 2014.

 

2. Для учащихся А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России с Древнейших времен до конца XVII века» М: «Русское слово» 2012 г.

 

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Дисциплинарный: подготовка класса к занятию, проверка присутствующих
  2. Тематический: возвращение к пройденному и формулирование на основе этого новой темы.
  3. Методологический: объяснение сущности работы с раздаточным материалом на уроке

Хронометраж

Этап урока

УУД

Деятельность

Учителя Учащихся
II 5 минут Проверка ранее полученных знаний     Заполните пропуски В XIII веке Руси пришлось отражать нападения врагов с Востока и с Запада. С Востока на Русь нападали - ________. Первое столкновение с ______, которых возглавлял Чингисхан, произошло в 1223 году на реке _____. Позже Русь была завоевана в результате двух походов, организованных ханом _________. Первый поход на восточные княжества в ______ году, а затем на южные и юго-западные - ______ году.   (Батый, Невский, Калка, Чудское, Нева, монголы, крестоносцы, 1238, 1240, 1242)   Выполняют задание. В XIII веке Руси пришлось отражать нападения врагов с Востока и с Запада. С Востока на Русь нападали - Монголы. Первое столкновение с Монголами, которых возглавлял Чингисхан, произошло в 1223 году на реке Калке. Позже Русь была завоевана в результате двух походов, организованных ханом Батыем. Первый поход на восточные княжества в 1238 году, а затем на южные и юго-западные - 1240 году.  
III 3 минуты Актуализация опорных знаний   1) В истории средних веков об этих богатырях слагали не былины, а баллады. Они носили шлем, кольчугу или чешуйчатый панцирь, меч. Чтобы проверить свою удаль они устраивали турниры. 2) Кто такие рыцари? 3) В конце XI века папа Урбан II призвал истинно верующих защищать святые места от нечестивцев обещая им за это место в раю. С 1096 года начинаются походы на Иерусалим. Как они назывались? 4) Кто такие крестоносцы? 5) Важную роль в истории государств крестоносцев сыграли Духовно-рыцарские ордены. Что такое рыцарский орден? 6) Чем рыцари – члены ордена отличались от обычных рыцарей? 7) Можно ли рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы? 8) Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей Новгорода и Пскова? 9) Как вы считаете, чье (иго) власть – крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси? Ответ обосновать.   Приблизительные ответы 1. (Рыцари) 2. (западноевропейский средневековый феодал из военно-землевладельческого сословия, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена и получивший рыцарское воспитание.) 3. (крестовые) 4. (Участники походов на Восток). 5. Орден – объединение рыцарей; орденом называлось и рыцарское государство, во главе которого стоял магистр ордена). 6. (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.) 7. (На обращение папы откликнулись немецкие феодалы мечтавшие о завоевании новых земель на востоке их поддерживали и правители Швеции). 8. (Первоначально действия рыцарей направлялись против язычников, но вскоре они перешли к захвату русских территорий, что можно рассматривать как агрессию.) 9. (Вторжение рыцарей было очень опасно, т.к. занятые ими земли подвергались насильственной католизации, туда приглашали немецких колонистов, а местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции.)
IV 5-7 минут Мотивационно целевой этап Познавательные: - формулировка темы - умение строить высказывание Коммуникативные: - умение выражать свои мысли Регулятивные: - планирование В конце XII – первой половине XIII веков Северо – Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с Запада. Ареной борьбы стала Прибалтика. Эти земли издавна привлекали внимание потомков варягов. На земли Великого Новгорода, через который проходил важнейший торговый путь, связывающий север Европы с Русью и странами Востока, давно претендовали шведские феодалы. В середине XII века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских и балтийских и племен. В 1164 г. шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 г. новгородская рать напала на крупнейший город Швеции Сигтуну и разорила его. Только в начале XIII века шведские рыцари отважились на новые походы. В 1227 г. они были остановлены войском князя Ярослава Всеволодовича. Получив известия о нашествии монголов на Северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Шведы намеревались пойти на Старую Ладогу, захватить пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер – зять шведского короля. Всем рыцарям он обещал большую добычу. Шведскому королю – 2/3 завоеванных земель – Тевтонскому ордену, все покоренное должно было платить десятину. А с дерзкого мальчишки Александра обещал сбить спесь и выгнать из Новгорода. Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”. Шведы готовились к походу основательно – 2 года. А русские княжества были разорены. Новгород не имел постоянного войска. А новгородский князь Александр был молод и неопытен.   О каких событиях мы сегодня будем говорить? Кто стал во главе Новгородских войск? С какой стороны пришла угроза на этот раз?   Сформулируйте тему урока?     Подумайте на какие части можно разделить наш урок? Слушают   Отвечают на вопросы Приблизительный ответ детей: (Невская битва и Ледовое побоище) (Князь Александр)   (с Запада)   Формулируют тему урока: («Русь между Западом и Востоком», «Угроза с Запада»)  План урока:
  1. Александр Невский
  2. Невская Битва
  3. Ледовое побоище
  Записывают
V 25 минут Изучение нового материала   .    
1. 8 минут Личность Александра невского Познавательные: - умение строить высказывание - структурирование знаний Коммуникативные: - умение выражать свои мысли Личностные: -нравственно-эстетическое оценивание Князь Александр Ярославич родился 30 мая 1220 годав Переяславле - Залесском. Второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Отрочество и юность Александра Ярославича большей частью протекали в Новгороде, где княжил его отец. В 1223 году (по другим сведениям - в 1225 году) Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг»- обряд посвящения в воины. Маленького княжича впервые сажали на боевого коня. В знак первого шага на пути возмужания ребенку отрезали прядь волос, что и дало название всему обряду. В детстве Александр редко видел своего отца - тот постоянно находился в военных походах. В середине 30-х гг. отец начал брать его с собой в походы, где Александр постигал военную науку. В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев. В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля - Залесского княжить в Киев, оттуда в 1238г. – во Владимир. С этого же времени начинается самостоятельная деятельность Александра - он становится правителем Новгородской земли, выполняя поручения своего отца. На плечи юного князя легла громадная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей, намеревавшихся захватить северо-западные области Руси. Одной из первых битв русского войска с иноземными захватчиками, прославивших имя молодого князя стала битва в устье р. Ижоры, при впадении ее в р. Неву Слушают Записывают основные даты Александр Ярославич родился 30 мая 1220 года В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев. В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля - Залесского княжить в Киев, оттуда в 1238г. – во Владимир.
2 8 минут Битва на реке Неве Познавательные: - умение строить высказывание - структурирование знаний Коммуникативные: - умение выражать свои мысли Личностные: -нравственно-эстетическое оценивание Внимание на экран. (видео) Вопросы: 1. Назовите дату Невской битвы 2. Кто участвовал в Невской битве 3. Ход битвы (игра со схемой) 4. Итог   Смотрят видео Отвечают на вопросы. Записывают основные моменты.    
  8 минут Ледовое побоище Познавательные: - умение строить высказывание - структурирование знаний Коммуникативные: - умение выражать свои мысли Личностные: -нравственно-эстетическое оценивание Работа с учебником Вопросы: 1. Назовите дату Ледового побоища 2. Кто участвовал 3. Хот битвы 4. Итог   Читают учебник Записывают основные моменты
VI 5 минут Закрепление   После нашествия татаро-монгольских войск Русь была ослаблена. Этим воспользовались западные соседи, Тевтонский орден и Речь Посполитая. Первыми начали поляки, которые нанесли удар летом 1240 г. Однако новгородские войска под командованием Александра Невского разбили их на реке Волхов. Затем выступили тевтоны, захватив ряд городов, но не успели взять Псков. Они хотели соединиться с поляками и начать наступление на Москву. Однако Александр Невский выбил рыцарей из Копорья, не дав им возможности соединиться с поляками. Работаю с интерактивной доской. Находят ошибки в тексте.
VII 2 минуты Рефлексия   1) На уроке я работал активно/пассивно 2) Своей работой я доволен/не доволен 3) Мое настроение стало лучше/хуже 4) Материал урока полезен/бесполезен 5) Я узнал..    
VIII 2 минуты Подведение итогов   Выставление оценок  
IX 2 минуты Домашнее задание   §13 читать, пересказ Контурная карта  

 

 

 

II.

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность

Учителя Учащихся

1.

       

2.

  Познавательные: - умение строить высказывание - структурирование знаний  - поиск информации Коммуникативные: - умение выражать свои мысли Личностные: -нравственно-эстетическое оценивание    
       
  Познавательные: - умение строить высказывание - структурирование знаний Коммуникативные: - умение выражать свои мысли Личностные: -нравственно-эстетическое оценивание    
           

 

 

III. Закрепление (в форме дискуссии)

 

1) Какие страны входили в первый эшелон?

2) Что такое «Индустриальное общество»?

3) Какие важнейшие черты характерны для индустриального общества?

 

Рефлексия (отвечают желающие)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: