- Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.
- Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников.
- Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика учителем. Личная поправка преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик впитывает все детали этого процесса и старается делать, как сказал педагог.
Глава 2. Средства активизации учебного процесса.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер. От качества учения зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Развитие познавательной активности учащихся – это ключевая проблема в повышении эффективности и качества учебного процесса
Возросшие требования к учебно-воспитательной работе, заставляют искать новые формы работы с детьми по изобразительному искусству.
Для активизации познавательной деятельности учащихся применяются, возможны следующие технологии преподавания:
- система учебно-творческих заданий, личностно - ориентированный подход к учащимся;
- дидактические игры, театрализованный подход, поиск дополнительного занимательного материала;
Разнообразие материалов и техники развивается фантазия и воображение учащихся; пробуждается творческая инициатива, повышается мотивация учащихся, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, обучение проходит эффективнее, учащиеся проявляют познавательную активность.
Познавательная активность школьника - это постоянно изменяющееся и глубокое свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности, достижение значимого, конечного для него результата. В современных условиях ведущими в определении направленности развития личности является активность, самостоятельность, инициативность, творчество.
Для успешного развития познавательной активности требуется разнообразие и вариативность работы с детьми на уроках (новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные, неповторяющиеся задания).
Глава 3. Методические рекомендации использования педагогического рисунка в практике.
Современному педагогу невозможно обойтись без использования в своей педагогической практике различных методик, а также создания собственных методических материалов.
Методические рекомендации помогают систематизировать педагогическую деятельность, разработать свои методики и применить их на практике. Применение методические рекомендации необходимое условие качественной организации эффективного учебного процесса. Различные методы преподавания на уроках изобразительного искусства развивают наблюдательность, формируют умственные способности, умение видеть общее. В содержание рекомендаций входит: построение урока, отбор и выстраивание учебного материала для конкретной темы, построение методически выверенного учебно-воспитательного процесса:
- повышение профессионального уровня педагога в области художественно-творческой деятельности;
-использование соответствующей методической литературы, наглядного материала;
-планировать и четко определять вид работы (с натуры, декоративное, тематическое);
-планировать учебный процесс учитывая возрастные и индивидуальные способности учащихся; соблюдать систему от простого к сложному;
-применять коллективное творчество, самостоятельную, игровую деятельность;
- не подвергать ребенка критики, стимулировать деятельность ученика (помогать, доверять, хвалить).
Заключение.
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания, формирование творческой личности. Педагогический рисунок имеет большое образовательное и воспитательное значение для школьников.
В современной школе функции и задачи учителя ИЗО изменились. Педагог должен знать образовательные стандарты, проанализировать возможности учебного предмета, выявить практические задания, перестроить учебный процесс, уметь создать условия для творчества школьников.
Основой художественно-педагогической деятельности учителя является содержание преподаваемого предмета, эстетическое восприятие окружающего мира через изобразительно-выразительные средства искусств,
Педагогический рисунок имеет большое образовательное и воспитательное значение. Является одним из главных средств информации об изучаемом материале. Зрительное впечатление помогает легче понять, запомнить главное в теме урока. Для развития изобразительного творчества необходимо наставничество педагога, в работе с детьми педагогу необходимо замечать самый незначительный успех ребёнка и словесно поощрять.
Современная школа остро нуждается в увлеченных высоко - профессиональных учителях изобразительного искусства.
Только высокопрофессиональные учителя изобразительного искусства могут разбудить и воспитать душу ребенка, сформировать в нем творческое начало, поможет раскрыть в нем человеческие качества и сформировать целостную личность.
Список литературы.
1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М., 1968
2. Кузин В.С. Основы обучения изобразительного искусства в школе. - М.,1977
3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М., изд-во «Агар» 2000
4. Картавцева О.Д. Методика обучения изобразительного искусства. Учеб. Пособие.- Ростов, изд-во РГПУ., 2003
5. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практики учителя изобразительного искусства. – М., 1981