Группа: ПК-125
Преподаватель:
Семкина Н.И. адрес: nisem14@mail.ru
Предмет: Право
Тема. Практическое занятие № 1-2.
Тема. Сопоставление юридической ответственности и других видов государственного принуждения.
Цель: развитие навыка использования знаний на практике, закрепление и обобщение знаний.
Текст задания.
А).Решение задач.
1. Мама Наташи Сизиковой, уходя на работу, оставила деньги и попросила дочь сходить в магазин за хлебом. Придя домой уже поздно вечером, она обнаружила, что хлеба нет. Наташа объяснила, что весь день делала уроки. Какое правонарушение совершила Наташа и можно ли ее поведение признать виновным? Какой вид ответственности последует Наташе?
2. В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого телосложения, сначала сказал напиравшим на него людям: «Нельзя ли полегче?», а потом так сильно оттолкнул стоявших рядом, что многие закричали от боли.
Как можно оценить поведение этого молодого человека? Совершил ли он правонарушение? Если да, то какой вид юридической ответственности можно к нему применить?
3. На экзамене учительница заметила, что один из учеников списывает. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, раскрытый на нужной странице. За экзамен ученику была поставлена двойка.
Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к какому виду проступков относится поведение виновного? Какой вид ответственности применим к ученику?
4. Финансовая проверка выявила, что губернатор области использовал бюджетные деньги на приобретение автомобиля «Мерседес», который будет использоваться для удовлетворения транспортных нужд администрации области. Приобретение для этой цели автомобиля «Волга» было отвергнуто по той причине, что он недостаточно комфортабелен и часто ломается. Ревизионная комиссия посчитала указанную трату денег необоснованной и потребовала от губернатора (который подписывал необходимые для покупки автомобиля документы) полностью возместить причиненный бюджету области ущерб.
Законно ли требование ревизионной комиссии? О каком виде юридической ответственности идет речь в данном случае?
Критерии оценки.
Выполнение не менее 60% всей работы – положительная оценка.
Б).Словарный диктант: правоотношения и правонарушения.
1)правоспособность
2)способность осуществлять на практике права и нести обязанности
3)фактические отношения между людьми, урегулированные правовыми нормами
4)организация обладающая самостоятельным правовым статусом и способное от своего имени выступать в гражданском обороте
5)конкретные люди
6)содержание правоотношения
7)конкретное жизненное обстоятельство, происходящее в материальном мире и порождающее правоотношения
8)юридическая ответственность
9)противоправное, общественно опасное, виновное деяние
10)субъект правонарушения
11)защищаемая законодательством ценность, на которую совершается противоправное посягательство
12) виновное, общественно опасное деяние, запрещенное УКРФ под угрозой наказания
13)отношение лица, группы лиц, общества в целом к существующим правовым принципам и нормам
Критерии оценивания.
«5» - 85-100% правильных ответов;.
«4» - 75- 84% правильных ответов;
«3» - 50–74% правильных ответов;
«2» - 49% и менее правильных ответов.
Тема. Государство и право.
План изучения темы.
1.Понятие государства, его признаки, функции и формы.
2.Правовое государство и гражданское общество.
Основные понятия. Государство, суверенитет, политическая система общества, функции государства, формы государства, формы правления: монархия, республика, президентская республика, парламентская республика, формы государственного устройства: федерация, унитарное государство, конфедерация, политический режим, правовое государство, гражданское общество.
Методические рекомендации:
При изучении данной темы надо рассмотреть и уметь определять основные понятия и термины, сущность государства, взаимосвязь государственной власти и права; уметь анализировать особенности типов и форм современных государств.
Краткое изложение теоретических вопросов.
Понятие государства, его признаки, функции, формы.
Государство — это система органов власти и управления, главной задачей которых является управление общественными делами, принятие законов и нормативных актов с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития.
Признаки государства:
наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;
государственная власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занятых управлением;
взимание общеобязательных платежей.
суверенитет — полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене.
Суверенитет характеризуется верховенством и независимостью.
Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества и обеспечивать единый правопорядок.
Независимость характеризует самостоятельность данного государства во взаимоотношениях с другими государствами.
Монополия на правотворчество — исключительное право государства издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всех граждан.
Функции государства — внутренние и внешние
Внешние функции государства — это основные направления деятельности данного государства, которые проявляются в его взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.
К внешним функциям государства относятся:
-защита от внешней угрозы — строительство вооружённых сил, ведение оборонительных войн, создание контрразведки, пограничных войск и т. д.;
-взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами и международными организациями, участие в работе различных международных организаций, военно-политических блоков и союзов.
К внутренним функциям государства относятся:
-регулирование общественных отношений внутри страны;
-защита конституционного строя;
-выработка и проведение общей для страны политике в экономической, духовной и иных областях жизни общества;
-предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т.д.
Основные органы государственной власти:
Парламент - основная функция — принятие законов;
органы исполнительной власти - выполняют исполнительные и распорядительные функции;
судебные органы - осуществляют правосудие;
органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами исполнительной власти и судебными органами, должностными лицами и гражданами.
Форма государства — это способы организации, устройства и методов осуществления государственной власти, которые выражают его сущность.
Форма государства включает в себя: форму правления, форму территориально-государственного устройства и политический режим.
Форма правления — это способ организации высших органов государственной власти и их взаимодействия между собой, а также с населением.
Форма территориально-государственного устройства — это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.
Политический режим — это политико-правовые средства и способы осуществления государственной власти, которые выражают её содержание и характер.
По форме правления все государства делятся на монархии и республики.
Монархия (от греч. monos — «единый» и arc he — «власть») — форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках монарха — единоличного главы государства и передается по наследству.
Формы монархии:
- абсолютная;
- парламентарная.
Абсолютная монархия — это форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.
Парламентарная монархия — форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной сфере — правительством. Большинство современных монархий являются парламентарными.
Республика (от лат. res public а — «общественное дело») — форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
Признаки республики:
- источником власти признаётся народ;
- коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;
- все высшие органы государственной власти избираются гражданами или формируются парламентом (принцип выборности);
- органы государственной власти избираются на определённый срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);
- высшая власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении их полномочий;
- должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).