Женские костюмы Тамбовской губернии

(иллюстрации, выполненные Ф. Солнцевым в 1830-е гг.)

 

Мужская и женская одежда украшалась вышивкой или узорами. Рисунки вышивок и узоров разнообразны. Здесь тесно переплелись русские и мордовские традиции, создавая своеобразный южнорусский орнамент, который отличался гео­метрическими узорами в виде ромбов или квадратов. Преоб­ладали красно-белые цвета. Широко распространенным ви­дом ткачества оставалась пестрядь. Ее ткали из льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток разных цветов, режу­щих глаз пестротой. Из пестряди шили сарафаны, мужские и женские рубахи, юбки.

Почти не менявшийся на протяжении XVII-первой половины XIX вв. уклад  деревенской жизни, однообразие занятий и традиций способствовали сохранению устоявшихся норм в одежде.  Повседневная одежда снашивалась до дыр, а праздничная хранилась долгое время, передавалась из поколения в поколение, была предметом особых забот и надевалась редко.

Пища.

Пища городского и сельского на­селения Тамбовщины в XVII- XVIIIвв. почти не отличалась. В рацион тамбовского дворянства и купечества в XVIII в. начали проникать заморские блюда и напитки. Однако значительных изменений в культуре питания остальной части общества не наблюдалось. В периоды неурожаев местное население довольствовалось скудной пищей.

Основное место в рационе питания занимал хлеб. В буд­ние дни употребляли ржаной хлеб, который считался более питательным, чем пшеничный. Крестьяне пекли его сами, а в городах этим занимались специальные ремесленники. В зависимости от муки  различали хлеб ситный, решет­ный, пшеничный. Пекли калачи, караваи, ковриги, сайки и другие виды хлеба. Излюбленными блюдами населе­ния считались пироги различного размера, начиненные ры­бой, мясом, творогом, кашей, овощами. Любимым лакомст­вом взрослых и детей оставались оладьи и блины с маслом и медом.

Обычно летом и зимой употребляли ячменные, пшенные, гречневые каши. Из овсяной муки делали толокно и кисели Широко распространенным продуктом питания была рыбная пища. Рыбу добывали на Цне, Челновой, Вороне, Воронеже и их притоках. Караси, лини, плотву, окуней, щук, сомов использовали для местного потребления, везли на продажу в соседние города и даже в Москву. Через Тамбов и Козлов шел торговый путь с Поволжья в Москву. Поэтому на местных рынках продавали стерлядь, осетров, белуг, севрюг. Их везли в копченом и соленом виде. Широко использовали в питании черную икру, которую пудами во­зили также через Тамбов. Цены на рыбную продукцию были до­ступны широкому кругу населения.

Мясные продукты употреблялись значительно ре­же. Церковь ограничивала употребление мяса, вводя пост­ные дни. Они составляли почти треть всего года. Мясные блюда готовились из баранины, свинины, говядины, птицы. На зиму мясо заготовляли в соленом виде. Ежедневным го­рячим блюдом служили щи. Их готовили на кислой основе из мяса с капустой и репой. Из свиных голов варили студень. Разнообразие животного мира Тамбовского края позволяло использовать в пищу и мясо диких животных и птиц: зайцев, лосей, кабанов, рябчиков, тетеревов.

В «скоромные» дни широко употребляли молочные про­дукты: молоко свежее, кислое и топленое, сливки, сметану, творог, сыр. Растительная пища включала разнообразные овощи в свежем и соленом виде. На огородах росли капуста, репа, горох, свекла, брюква. Употребляли ягоду и грибы, особенно любили грузди и рыжики. Вокруг домов росли пло­довые деревья, которые давали запас яблок, груш, вишни.

Среди напитков предпочтение отдавалось квасу, меду, пиву. Квас использовался не только как питье - из него готовили первые блюда, такие, как окрошка. Пиво разрешали варить самостоятельно только по большим праздникам, а в обычное время его покупали в государственных кабаках.

Обряды и обычаи.

Серый, однообразный быт крестьян скрашивался праздниками, вкоторых христианство причудливым образом переплелось с языческими обрядами. Зимние колядования, весенняя масленица, пасхальные праздники, троица праздно­вались всем селом, собирая истарых, и малых. В крестьян­ском быту крепко сохранились суеверия и страсть к диким, грубым развлечениям типа кулачныхбоев. На кулаках дра­лись улица на улицу, деревня на деревню. Часто кулачные схватки заканчивались тяжелыми увечьями или даже смертью.

Одним из самых торжественных обрядов, привлекавших все село, считалась свадьба. Свадьба играла важную роль вхозяйственной жизни крестьянской семьи, так как она увеличивалась численно, пополнялась дополнительными ра­бочими руками. Редко молодые могли сами сговориться о женитьбе, чаще всего это за них делали роди­тели. 

Свадьбы чаще всего играли осенью, после за­вершения сельскохозяйственных работ. Тамбовский свадебный обряд создавался на протяжении длительного времени, незначительно видоизменяясь. Обычно свадьба на­чиналась со сговора. Эту обязанность выполняла сваха или мать невесты. Браки заключались внутри села или с предста­вителями соседних сел. Невест редко привозили издалека. Служилые люди старались венчаться внутри своего слоя, и даже в XVIII в. однодворцы придерживались таких тра­диций. Помещичьи крестьяне не могли играть свадьбу без согласия своего владельца или его приказчика.

В один из воскресных дней – его называли «большим за­поем» - родители невесты вместе с родственниками приезжали в дом жениха. После обильного угощения сговаривались о дне свадьбы, приданом. Накануне свадьбы в доме жениха пекли каравай из ржаной муки и угощали приглашенных. В Тамбовской губернии «караваем» называли также девичник, по­следний вечер перед свадьбой невесты. К ней в дом прихо­дили подруги, пели жалобные песни. На утросвадьбы  сама невеста пела тоскливые, грустные песни, прощаясь с волей:

Подымайтесь, милые подруженьки,

А умывайтесь ключевою водой,

А я, горькая, горючей слезой.

Девушки расплетали невесте косу и вплетали ленты. Расплетение косы – символ прощания с девичьей волей, роди­тельским домом. В доме жениха в это время готовили торжественный свадебный поезд. Жениха наряжали в чистую рубаху, под­поясывали красным полотенцем. Он садился верхом на коня. Жениха сопровождали его близкий товарищ и распорядитель -  «дружко», друзья. В день свадьбы мо­лодые как бы отрешались от повседневных будней. Их на­зывали «молодой князь» и «молодая княгиня», они находи­лись в центре внимания всего села.

По приезде жениха в дом невесты «дружко» должен был выкупить место жениху рядом со своей суженой. Шуточный, веселый обычай имел давние корни, когда родители жениха выкупали за «калым» невесту, а родители невесты теряли на нее все права. «Выкупив невесту», свадебный поезд направ­лялся в церковь. Здесь происходил обряд официального вен­чания. Из церкви молодые ехали в дом жениха, где в течение нескольких дней весело гуляла свадьба. Обязательными ее участниками становились «игрицы», умеющие петь и весе­лить народ. Пели поэтические русские величальные песни, веселые частушки. Свадебный русский обряд был своеобразным спектаклем со своими традициями и церемо­ниями. После того, как он заканчивался, начинались будни, тяжелая рабо­та по хозяйству и в поле, жизнь, наполненная лишениями и мелкими радостями.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

1. Подготовьте сообщение о традиционных промыслах, получивших распространение на территории Тамбовщины в XVIII-начале XIX вв.

2. Опишите сельское жилище Тамбовской губернии XVII-XVIII веках.

3. Внимательно рассмотрите изображение женского и мужского народного костюма. Найдите детали одежды, о которых упоминается в учебнике.

4. Чем рацион пищи тамбовского крестьянина или горожанина XVII-XVIII веков отличался от современного? Что в этих различиях вас особенно удивило?

5. Сохраняются ли в наше время какие-либо черты традиционного свадебного обряда, распространенного на Тамбовщине в прошлом?

5. Подготовьте сообщение о народных праздниках и обрядах Тамбовской губернии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: