Тема 14. Народный быт XVII-XVIII веков
Традиционные промыслы.
К XVIII в. в нашем крае получили развитие многочисленные ремесла и промыслы. Во многих селах крестьяне изготовляли бытовую глиняную посуду. Простая по технике исполнения, с незамысловатыми узорами, она служила не только в хозяйственных целях, но и украшением дома. Разнообразны были деревянные изделия: посуда, мебель, декоративные детали быта. В селах Моршанского уезда мастера вырезали из дерева объемные изображения святых, которые затем раскрашивались, делали украшенные причудливой резьбой иконостасы. Моршанская деревянная скульптура - самобытное явление народной культуры, так как по официальным канонам православной церкви круглая (объемная) скульптура в храмах не допускается.
Моршанская деревянная скульптура XVIII в.
В ряде сел жители занимались домашним ковроткачеством, плетением корзин, вязанием. Все это украшало крестьянский быт, разнообразило жилище; часть продукции поступала на продажу.
Жилище.
В XVII – XVIII веках быт крестьян и горожанв Тамбовском крае еще мало отличались друг от друга. Большинство домов строилось из дерева. Каменное зодчество в городах зародилось только в XVIII в., причем первоначально было представлено лишь православными храмами и казенными зданиями. Крайне немногочисленные жилые каменные постройки, принадлежащие дворянам и купцам появились лишь во второй половине XVIII в.
Крестьянские избы состояли из сруба, сбитого из сосновых, реже дубовых бревен. Крестьянский двор, кроме избы, имел клеть (неотапливаемую часть дома, где хранились домашняя утварь) и разнообразные хозяйственные постройки (погреба, овины и т.п.). К дому обязательно примыкал огород.
Большинство изб имело площадь в 20-40 кв. м, что равняется современным одно-двухкомнатным квартирам. При этом немалое место занимала печь. Но самое главное, в таком доме жило не два-три, как сейчас, а в среднем 8 человек.
Небольшая изба являлась главным жизненным пространством семьи, особенно в зимнее время, поскольку это была единственная отапливаемая постройка. Крестьянам приходилось не менее четырех месяцев в году держать здесь домашнюю птицу и молодняк скота, чтобы защитить их от холода. В очень сильные морозы в избу загоняли и взрослую скотину.
Избы топились по-черному и не имели дымоходов. Дым выходил через специальное дымовое окно или отверстие. Внутреннее убранство изб отличалось простотой и незамысловатостью. У печи размещались полати. Вдоль стен ставили широкие лавки для сидения, которые одновременно служили и постелью. Каждая изба имела «красный» или «святой» угол с иконами. Здесь же стоял стол. Окна располагались в верхней части стены и зимой закрывались пленкой из бычьего пузыря. Крестьянское жилище освещалось лучиной, которую вставляли в святец или специальную щель в стене.
В крестьянских семьях воздух был спертый от помета животных и птиц. Стены и потолок покрывал толстый слой сажи и копоти. Дым - особенно по утрам, когда разжигали печь, - заполнял верхнюю часть избы. По вечерам копоть от лучины выедала глаза. Земляной пол всегда был сырой, а весной и осенью представлял собой грязь. В XVIII в. только в отдельных селах появились дома с подвесными потолками, а глинобитные или земляные полы стали заменять деревянными.
Редкие крестьянские дома имели еще и горницу - пристройку к избе без спальных полатей. Еще реже в крестьянских дворах было по две жилых избы.
Народный костюм.
Народный костюм — яркое явление в культурно-бытовой жизни крестьян. Его характерной чертой является устойчивое сохранение традиций.
Крестьянский костюм отличался простотой, удобством, а в определенном смысле и изяществом. Для его изготовления использовались льняные и конопляные ткани, шерсть. Для отделки зимней одежды применяли шкурки белок, зайцев, лис, медведя, бобра. Некоторые виды зимней одежды выделывали из овчины.
Мужская летняя одежда состояла из рубахи и портов. Штаны или порты завязывались тесемкой и считались принадлежностью женатого мужчины. Парни иногда до самой женитьбы щеголяли без портов, в одних рубахах.
Верхняя одежда была более разнообразна: армяки, свиты, зипуны, кафтаны, шубы. Головной убор состоял летом из войлочной шляпы (называвшейся «валенок»), зимой — из суконной или меховой шапки, подбитой изнутри бараньим мехом. Обувью служили плетеные из лыка лапти, сапоги из различных сортов кожи и валенки.
Повседневная мужская одежда