Детская проблема 21 века
Как известно, в последние годы ухудшаются показатели физического развития, физической работоспособности и двигательной активности детей, что влияет на качество и уровень жизни. Общая масса мускулатуры у детей составляет 20 - 25% по отношению к массе тела. Скелетная мускулатура ребенка характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. По сравнению с взрослыми, костная система ребенка богата хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению.
В последние годы увеличился объем учебно-воспитательной работы в области умственного развития дошкольников, что в значительной мере способствует снижению количества локомоций в режиме дня. Занятия умственной деятельностью требуют длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, что влечет за собой нарушение опорно-двигательного аппарата.
Средствами физического воспитания и лечебной физкультуры возможно и необходимо устранять различные нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, подобрав оптимальный режим и величину нагрузки, при которой будет выполнена необходимая коррекционная работа при минимальном утомлении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей опорно-двигательного аппарата ребенка, обусловленных степенью его структурно-функциональной зрелости. Но из-за большой загруженности ребенка учебно-воспитательным процессом, т.е. «учеба за партой», и дополнительными занятиями после уроков, родители, да и сам ребенок, от усталости и нехватки времени, не успевает следить за своей осанкой, и тем более выполнять какие-либо упражнения или посещать занятия.
|
|
Ребенок, выполняя упражнения лечебной гимнастики, включенные в урок физической культуры, приносит для себя пользу, не замечая этого.
Методические особенности
Среди различных средств реабилитации детей с нарушением осанки основным средством коррекции является гимнастика, так как только с помощью гимнастики можно создать хороший мышечный корсет. Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создают мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению различных звеньев тела в пространстве.
Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма тела (осанка) меняется только под влиянием длительной функции (упражнений). Т.е., выполняя упражнения на каждом уроке, происходит влияние длительной функции, происходит мышечное запоминание правильного положения определенных звеньев тела.
|
|
Кроме того, важным средством для воспитания навыков правильной осанки является слово. Слово способствует сознательному отношению к выполнению тех задач, которые должны быть решены при помощи занятий. По этому поводу профессор А. Н. Крестовников заметил: «Словесные указания педагога являются раздражителем более сильным, чем условные и безусловные раздражители, представленные потоком проприоцептивных импульсов от работающих мышц к нервным центрам».
Таким образом, работа над воспитанием правильной осанки - это не только задача физического воспитания ребенка, которая должна решаться в образовательных учреждениях, но и обязательно в семье.
При проведении занятий необходимо решать следующие задачи:
1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела. Средствами решения этой задачи являются: систематические беседы с детьми и разъяснительная работа.
2. Укрепление мышц как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса) в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр.
3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.
Средства лечебной физкультуры
К средствам ЛФК относятся физические упражнения, массаж, гимнастические факторы, подвижные игры. Физические упражнения вызывают изменения всего организма, оказывая общеукрепляющее действие, поэтому лечебную физкультуру справедливо считают методом активной функциональной терапии.
В ЛФК используются главным образом гимнастические упражнения в связи с тем, что они легко дозируются. С помощью гимнастических упражнений можно изменить скорость, темп, амплитуду движения, рычаг, и.п. (исходное положение), площадь опоры, усилие. Все это обеспечивает точный характер движений и целенаправленное воздействие на организм.
Гимнастические упражнения делят, в свою очередь, на:
1. Общеразвивающие для определенных мышечных групп (мышц верхних конечностей, нижних конечностей, мышц брюшного пресса, спины);
2. Упражнения с предметами и без предметов;
3. Активные - выполняемые ребенком самостоятельно;
4. Пассивно-активные - выполняемые частично с помощью преподавателя, частично самостоятельно;
5. Упражнения в расслаблении - выполняемые с максимальным снижением тонуса мускулатуры;
6. Дыхательные - упражнения с изменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла; при этом выделяются статические и динамические дыхательные упражнения:
7. Статические дыхательные упражнения с изменением ритма, глубины дыхания, с произнесением звуков, с сопротивлением;
8. Динамические - дыхательные упражнения, сочетающиеся с движением конечностей или туловища;
9. Корригирующие упражнения - специальные гимнастические упражнения, направленные на устранение деформаций опорнодвигательного аппарата, коррекцию осанки и стоп;
10. Упражнения на коррекцию;
11. Упражнения в равновесии;
12. Упражнения прикладного характера - в основных двигательных действиях естественного типа (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания);
|
|
13. Спортивные виды физических упражнений - элементы спортивных игр, плавание, велосипед, лыжи и др.;
14. Подвижные игры - занимают особое место в физическом воспитании ребенка, комплексно воздействуя на организм, развивая двигательные навыки, обеспечивая высокую эмоциональную насыщенность занятия.