Тема: Русские поэты 20 века о родине, родной природе и о себе
Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с литературой 20 века, в которой особое место занимает поэзия. Поэзия, находящая отклик в душе каждого, ведь темы, о которых мы поведём сегодня речь, близки сердцу русского человека: Родина, родная природа и безмерная любовь к своей отчизне.
Остановимся мы сегодня на творчестве лишь некоторых поэтов: И. Анненского, Д. Мережковского, Н. Заболоцкого и Н. Рубцова и постараемся в ходе анализа стихотворений
· выявить основные мотивы лирики;
· определить литературные приёмы и средства, используемые авторами для выражения своих чувств.
Твоими помощниками в работе будут учебник-хрестоматия, компьютер и, конечно, большое желание узнать что-то новое. Желаю успехов!!!
(Все стихотворения, о которых пойдёт речь, есть в твоём учебнике-хрестоматии)
Прочитайте стихотворение И. Ф. Анненского «Снег»
Это стихотворение написал Иннокентий Фёдорович Анненский, поэт, драматург, переводчик. Справку о нём ты найдёшь, обратившись к презентации (Обращение к презентации)
|
|
Стихотворения Анненского отличает глубокая искренность, внимание к изменчивым, едва уловимым состояниям природы. Проследим это на примере стихотворения «Снег» (найди его в учебнике-хрестоматии и прочитай про себя)
Подумай, в какое время поэт видит снег? Какие приметы на это указывают?
Задание 1(зарись в тетрадь)
Прочти внимательно стихотворение «Снег». Найди в нем примеры эпитетов и выпиши их из предложенного ниже списка.
Старайся, так как за эту работу ты получишь свою первую оценку. Удачи! (ЖДУ ФОТО ответа на ЭТО ЗАДАНИЕ и ДОМ.ЗАДАНИЯ №3 сегодня до 21.00)
· сверкающе-белый снег,
· уйти в облака,
· люблю снег,
· синий снег,
· сиреневый снег,
· нищенски синий лёд,
· открыв выси,
· заплаканный лёд,
· грузный полёт,
· ослабелый снег,
· усталый снег,
· точно стада в тумане,
· скользящий обрыв,
· непорочные сны,
· томительной грани,
· всесожженья весны,
· резанность линий
Любовь к родному краю – одна из тем лирики другого поэта 20 века, Д. Мережковского.
Прочитайте его стихотворение «Родное»
Задание 2
А теперь давай разберёмся в своеобразии этого стихотворения. Тебе необходимо будет заполнить пробелы текста-комментария, предложенного ниже. Выбери нужные примеры из «слов для справки» (смотри ниже) и запиши текст со словами вместо пробелов.
Слова для справки: эпитет, радости, вопросительный знак, метафора, сравнение, печали, олицетворение, многоточие, тире, гипербола, восклицательный знак.
|
|
Стихотворение проникнуто чувством__________. Это чувство создаётся и неторопливой интонацией, и такими средствами выразительности, как_________
(например, унылое, задумчивый, робкие, беспомощные слёзы), ________________(задумчивый, как осень), и особым синтаксисом: большинство предложений – назывные, «безглагольные», что придаёт ощущение покоя, неизменности. Необычна интонация за счёт таких знаков препинания, как __________, __________. Всё это помогает нам увидеть вместе с автором те самые «родные, печальные места»
Ещё с одним стихотворением Д. Мережковского ты сможешь познакомиться самостоятельно, оно называется «Не надо звуков».
Задание 3.
Вопрос №3 учебника (после стихотворения) поможет тебе понять авторскую мысль.
Человек и природа – явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они вступают в перекличку. В природе всё мудро и гармонично устроено, природа пронизана любовью. Человеку надо постараться быть более чутким, научиться видеть и слышать красоту природы, понимать её язык. Именно об этом стихотворения Н. Заболоцкого.
Прочитайте стихотворения «Вечер на Оке» и «Уступи мне, скворец, уголок»
Задание 4
Подумай, какой основной приём использует автор в этих стихотворениях. (Если нужно, перечитай стихотворение в учебнике-хрестоматии)
Итак, ты познакомился с основными моментами биографии и творчества поэтов 20 века, отразивших в своей лирике любовь к Родине, к её прошлому и настоящему, к её красивейшей природе и человеку, способному всё это оценить.
Надеюсь, ты понял, что
· большая роль в стихотворениях отводится образам, образам-символам;
· спектр изобразительно-выразительных средств, используемых поэтами, велик, но основные приёмы – это эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры.
Глоссарий
Авторская идея – главная обобщающая мысль художественного произведения, выражение авторской тенденции в раскрытии той или иной темы.
Ключевое слово – слово (словосочетание) из текста издания (другого документа), которое несет в данном тексте существенную смысловую нагрузку и может служить ключом при поиске соотв. информации.
Метафора -троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса.
Образ-символ – символ традиционный – устойчивый, одноплановый и однозначный художественный образ, закрепленный традицией употребления.
Синтаксис – (здесь) построение, порядок, составление
Сравнение -изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим
Статья для литературоведческого словаря – толкование какого-либо литературоведческого понятия, термина (возможна с примерами)
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным
Домашнее задание. 1Выучить понравившееся стихотворение наизусть 2. Запиши термины Авторская идея; Ключевое слово; Образ; Образ-символ в тетрадь. 3.Составь статью для литературоведческого словаря (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ). Примеры приведи из стихотворений Н. Заболоцкого.