IV четверть
Урок №1
Название темы: 1. Т5/3 с обращениями.
2. Канон. Канон в вокальной музыке. Элементы
двухголосного пения (русские народные песни и др.).
Т5/3 с обращениями.
Трезвучие состоит из трёх звуков. Звуки трезвучия можно перемещать. При этом образуются новые аккорды, состоящие из тех же трёх звуков, но расположенные в другом порядке:
Перенесение нижнего звука трезвучия на октаву вверх образует новый вид аккорда. Новые аккорды, образовавшиеся от перемещения звуков трезвучия, называются обращениями трезвучия.
Задание:
1. Сыграйте на фортепиано и спойте обращения тонического трезвучия в тональности До мажор и ля минор (вместе с аудиофайлом):
До мажор: Л я минор:
Перепишите этот пример в нотную тетрадь
2. Запишите и сыграйте то же самое в тональностях: Соль мажор – ми минор, Фа мажор – ре минор.
Канон. Канон в вокальной музыке. Элементы двухголосного пения (русские народные песни и др.).
Представьте, что на столе много вкусных вещей и все по очереди едят их. Сначала ты пробуешь апельсин. Потом ты пьёшь чай с пирожным, а мама пробует апельсин. Ты приступаешь к мороженому, мама пьет чай с пирожным, а папа пробует апельсин. Затем ты ешь шоколад, мама приступает к мороженому, а папа пьет чай с пирожным. Когда мама ест шоколад, папа приступает к мороженому. И, наконец, папа доедает шоколад. Такой вот вкусный «канон».
С древнегреческого языка слово «канон» переводится как тростник, камыш. Так обозначали в Древней Греции тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.
Канон буквально - правило, образец.
Слово «канон» употребляется в науке, медицине, искусстве, религии. В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: «По строгим канонам...». Или употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым строгим правилам.
Например, в религии.
Изображения Христа, Богородицы, святых и библейских сцен известны в христианстве начиная со II века. К IV веку стены христианских храмов уже повсеместно украшались живописными изображениями.
Эти священные образы были выполнены по сформированным канонам, которые указывали как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты:
Ø соблюдение особый пропорций фигур
Ø выражение лица святых
Ø тип внешности святых и их позы
Ø палитра цветов
Ø техника живописи.
Слово «канон», имеющее много значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке.
В музыке значение этого термина значительно уже.
Так называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда - от разных. Основной приём, положенный в основу канона, называется имитация.
В русских народных песнях - хороводах часто используется форма бесконечного канона. Все участники его поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчиваетпервым. Мелодия в нём может повторяться сколько угодно раз, переходя от окончания вновь к началу. Это связано с тем, что хоровод «водили», т.е. двигались по кругу много раз.
Пример канона в вокальной музыке - дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Еще недавно неразлучные друзья, они стоят один против другого с пистолетами в руках. Мысли их одинаковы: «Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?», поэтому мелодия одна и та же. Но они уже не вместе, они противники - и поэтому их мелодии не совпадают по времени, звучат каждая сама по себе. Так психологически использовал композитор форму канона.
Задание:
1. Прослушайте канон в рус. нар. песнях «Со вьюном я хожу» и «Во поле берёза стояла» (аудиофайл).
2. Прослушайте дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли из оперы
П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (аудиофайл).