Поиграем в игру «Кто ни разу не ошибётся?»
Распределите слова н а группы по религиям. (начертите в тетради таблицу и впишите в колонки данные ниже слова)
Иудаизм | Христианство | Ислам |
Тора, Рождество, пророк Мухаммед, библия, синагога, коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам, церковь, Шавуот.
?? Скажите, можем ли мы в одном городе, увидеть памятники различных мировых религий?
?? Почему так бывает?
В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Но все мы должны уважительно относимся к религиозным традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов России.
21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им, мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.
На уроках истории мы познакомились с удивительной страной – Индия. Повторим: Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал. Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры. Так же мы знаем, что здесь 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле – буддизм.
?? Назовите 4 страны, в которых широко распространена эта религия.
На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.
Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития.
Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного человека.
Видеоролик о жизни Будды Гаутамы. https://youtu.be/llHnapQxGko
?? сколько встреч было у принца, после которых полностью изменилась его жизнь?
?? сколько лет прожил Будда?
?? во сколько лет принц покинул дворец?
?? сколько истин сформулировал Будда?
?? сколько лет проповедовал Будда?
Будда сформулировал четыре благородные истины.
Первая истина - в жизни существуют страдания.
Вторая истина – причина страданий заключается в желаниях.
Третья истина – страдания можно избежать путём отказа от желаний и страстей.
Четвёртая истина – существует путь, который ведёт к избавлению от страданий.
Ребята, давайте определим значение слова страдание.
?? Подберите слова синонимы, которые имеют такое значение.
Заглянем в книгу мудрости толковый словарь С.И.Ожегова и посмотрим определение этого слова.
Страдание – физическая, нравственная боль.
Ребята, а знакомо ли вам чувство страдания? В каких случаях вы его испытывали?
А вот, как Будда учил поступать в таких случаях.
Один из учеников спросил Будду:
-Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
-Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
Ученик сказал:
-Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
-Так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось.
Буддизм оказал большое влияние на индийское искусство, особенно на архитектуру и скульптуру.
"Есть причины полагать, что появление храма в Индии принадлежит к позднейшему времени и что на первых ступенях своего культурного развития индусы проводили служение под открытым небом. Впоследствии священное место, обнесённое крытым помещением, обратилось в храм. Появление первых храмов должно быть отнесено к правлению царя Ашоки, который признал буддизм государственной религией (3 век до н. э.).
Древнейшие памятники, дошедшие до нас - это колонны из красноватого песчаника. Самая знаменитая колонна была поставлена в долине Ганга. Она изготовлена из глыбы песчаника светло-серого цвета; верхняя часть колонны выполнена в виде цветка лотоса, над которым высечены из камня четыре льва. Звери повёрнуты спинами друг к другу, они смотрят во все стороны света, будто оберегая границы Индийского царства. В наши дни это изображение стало гербом Республики Индия. (Сидящий лев - эмблема Будды).*
Самое характерное детище индийской архитектуры - это ступы. Ступа состоит из цилиндрического основания, на котором покоится куполовидный верх, напоминающий формой до некоторой степени кочевую киргизскую палатку или тот водяной пузырь, которому может быть уподоблена жизнь человеческая, по толкованию Будды. Вокруг памятника всегда была ограда, отделанная под деревянный забор, с четырьмя воротами, ориентированными относительно сторон света. Порталы сплошь покрывались скульптурами, капители колонн разнообразились изваяниями слонов и львов. Вершина купола заканчивалась жертвенником с маленьким навесом наверху в виде зонтика.
Назначение ступ чисто культурное: они служили телохранительницами частиц мощей Будды. Его тело было после смерти, согласно преданию, разделено на 84 000 частей, которые были заделаны в коробочки из золота, хрусталя, серебра и лазури и разосланы по всему Индостану. Ступы посещались тысячами верующих, которые падали ниц перед святилищем, украшали ступу цветами".
Посмотрите презентацию
Древние индийцы создали множество замечательных литературных произведений. Наиболее значительными среди них являются "Махабхарата" и "Рамаяна".
?? Какой момент поэмы изображён на рисунке? Почему боги поддержали Пандавов, даровав им грозное оружие?
?? Какие исторические события нашли отражение в поэме "Рамаяна"?
?? Кто такие дравиды? Каким богам они поклонялись?
Кроме огромного вклада в искусство, литературу народы Древней Индии сделали много выдающихся научных открытий, многими из которых мы пользуемся до сих пор.
В 3 тыс. до н. э. индийцы имели письменность из иероглифов.
Однако прочесть эти надписи пока не удалось, потому что все они очень короткие, а язык на котором они записаны нам почти не известен. Он не родственен тем индоевропейским языкам, на которых говорит население большинства Индии. Только в 6 веке до н. э. в Индии появился алфавит, созданный под влиянием арамейского алфавита. С тех пор пор начала развиваться богатая литература, многие произведения которой сохранились до нашего времени.
Индийцы писали на листьях пальмы. Срезанные листья они сушили и выглаживали, затем из них вырезали прямоугольные листы размером в тетрадку. В краях листов пробивали отверстия, протягивали через них шнур и связывали листы в пачки. Индийцы писали чернилами, изготовленными из сока сахарного тростника и сажи.
(* Язык ариев, которые пришли с северо-запада в 1 половине II тыс. до н.э., родственен языкам хеттов (жителей Малой Азии), древних персов и современным европейским языкам: русскому, английскому, французскому. Поэтому сейчас в индийском языке (хинди) много слов, похожих на русские:
А Г Н И (огонь), В А Д А Р (вода), П А Т Х (путь), Г О (бык), Р А Д Ж А (царь, рекс - нем., руа - фр., король).
Б). Астрономия.
Индийцам было известно, что Земля - это шар, вращающийся вокруг своей оси. Они также разработали один из самых точных календарей в древнем мире.
В). Математика. Крупнейшим научным достижением Древней Индии было создание цифр и системы счёта, которыми сейчас пользуются в большинстве стран мира. (Объяснение на примере преимуществ индийской позиционной системы счёта). В индийской системе счёта значение цифры зависит от того места, которое она занимает в числе. Также индийцы ввели обозначение "пустоты" - цифру нуль.
Г) Развитие математического мышления жителей Древней Индии нашло отражение и в создании ими популярнейших игр. Догадайтесь, о какой игре идёт речь в следующем сюжете. (Решение исторической задачи).
"Два индийца сидят за низким столиком друг против друга. Прислушаемся к их разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят и нет ненависти на их лицах.
- Это было лучшее из выигранных мной сражений!- хвастается один.- Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понёс невосполнимые потери1
-Всё было так,- отвечает другой, но в тот момент, когда успех вскружил тебе голову, моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся:
- Совсем не надолго, возражает первый. Притворным наступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
- Не зазнавайся: это случайное везение: Берегись, мы встретимся ещё раз, и уж тогда победа останется за мной!
?? О каких сражениях говорили индийцы?
?? Чем из созданного индийским народом мы пользуемся и сейчас?
3. Выполните задания
Задание № 1.
Из предложенного перечня выберите достижения жителей Древней Индии.
- Изобретение компаса.
- Создание десятичной системы счёта.
- Изобретение современных цифр.
- Изобретение бумаги.
- Изготовление шёлка.
- Изобретение шахмат.
- Игра в бильярд.
- Мороженное.
Дополните список. (Что первыми в мире научились выращивать и вырабатывать индийцы?)
Задание № 2.
Для желающих!!!
Пройдите по ссылке и поиграйте в викторину или решите тест https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-o-buddizme
4. Сфотографировать страницы тетради с записями, отправить на проверку учителю.