Что же мы должны сегодня запомнить?

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу, о котором идёт речь.

Притяжательные местоимения изменяются по родам и числам.

Они склоняются как прилагательные.

Принадлежность может обозначаться с помощью форм личных местоимений его, её, их.

Такие притяжательные местоимения не склоняются. Они сочетаются с существительными в любых падежах.

После предлогов в местоимениях его, её, их не появляется эн.

 

Ребята, для закрепления посмотрите видео по ссылке https://www.youtube.com/watch?time_continue=524&v=MS8kbJzs1S8&feature=emb_logo

Упражнение 1

А теперь поработаем в тетрадях письменно. Замените выделенные существительные местоимениями. В каких словосочетаниях личные местоимения обозначают принадлежность? Выполните задание по образцу.

 

Сначала зачитываете предложения, потом изменяем, записываем и определяем разряд местоимения. Личное или притяжательное.

НАПРИМЕР

Советуется с товарищем брата.

Запись в тетрадях: Советуется с его товарищем. (притяж.)

Расспрашивает о противнике.

Запись в тетрадях: Расспрашивает о нем. (личное)

 

Заботишься о ребенке соседа. Сердиться на сестру. Тревожишься за друга отца. Шутили над подругой Веры. Шутила с подругой.

Упражнение 2

Выпишите словосочетания «притяжательное местоимение + существительное». Определите род, падеж, число притяжательных местоимений, определите синтаксическую роль притяжательных местоимений.

НАПРИМЕР

Кем бы вы ни стали, мои юные друзья, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!

Запись в тетрадях: Мои (И.п., мн. ч.) друзья.

Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и ваших сверстников открывается в миллионах книг. Авторы детских книг – самые большие ваши друзья.

Хотелось бы, чтобы вы, ребята, крепко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Толстого, Горького. Прочитав их книги, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка.

Упражнение 3

Выполните письменно тест.

Тест по теме «Притяжательные местоимения».

1. Вставь недостающие слова на месте пропусков:

Притяжательные местоимения отвечают на вопросы (а) ______________, указывают на (б)_________________ и склоняются как (в)___________. Этим они отличаются от отрицательных местоимений, выражающих (г)___________ и от неопределенных, которые указывают на (д)________________________.

2. В каждом ряду местоимений найди и выпиши «лишнее»:

А. Никто, наш, нисколько;

Б. Нечто, своими, твой;

В. Меня, мной, мой;

Г. Себя, свой, о своих;

3. Среди словосочетаний выбери те, в состав которых входит притяжательное местоимение:

А. слушал его рассказ:

Б. увидел его во дворе;

В. птичий клюв;

Г. свой путь;

Д. познать себя;

Е.  узнал их историю;

Ж. узнал их на улице;

 

4. В каком предложении выделенное местоимение является притяжательным?

А. Посмотрели они с Петькой картину – комедию, вышли из клуба и дружно разложили ее по косточкам.

Б. Петька толкал его в бок и сердито шипел: «Ты чего? Как дурак...».В. Они были очень умные и всё знали – Петькина тетя и ее муж.Г. А дома в это время смотрели по телевизору какую-то деревенскую картину.

             *Из какого произведения данные отрывки?[i]

5. В каком предложении выделено местоимение не является притяжательным? А. «Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник».Б. Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым.В. «Ой, дитятко мое!» — принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька.Г. Последней ходу задавала Васеня, и бабушка моя привечала ее до утра.

             *Из какого произведения данные отрывки?

Заполни таблицу, выписав ВСЕ личные, возвратные, притяжательные местоимения из предложений. Повторяющиеся слова достаточно записать один раз.

 

Личные местоимения Возвратные местоимения Притяжательные местоимения

 

У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар…<> Мне редко приходилось стучать шайбой по монетам, но я пользовался своим приемом: если Вадик бил с накатом на себя, я, наоборот, тюкал от себя..<> Я удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней.

 

*Из какого произведения данные отрывки?

ВНИМАНИЕ!!!

Проработать материал и выполнить задания вы должны 30 марта 2020 года. Задания выполняете в рабочих тетрадях. Выполненную работу фотографируете и пересылаете мне в VK https://vk.com/id33839245  до 22.00 30 марта 2020 года.

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: