Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу, о котором идёт речь.
Притяжательные местоимения изменяются по родам и числам.
Они склоняются как прилагательные.
Принадлежность может обозначаться с помощью форм личных местоимений его, её, их.
Такие притяжательные местоимения не склоняются. Они сочетаются с существительными в любых падежах.
После предлогов в местоимениях его, её, их не появляется эн.
Ребята, для закрепления посмотрите видео по ссылке https://www.youtube.com/watch?time_continue=524&v=MS8kbJzs1S8&feature=emb_logo
Упражнение 1
А теперь поработаем в тетрадях письменно. Замените выделенные существительные местоимениями. В каких словосочетаниях личные местоимения обозначают принадлежность? Выполните задание по образцу.
Сначала зачитываете предложения, потом изменяем, записываем и определяем разряд местоимения. Личное или притяжательное.
НАПРИМЕР
Советуется с товарищем брата.
Запись в тетрадях: Советуется с его товарищем. (притяж.)
|
|
Расспрашивает о противнике.
Запись в тетрадях: Расспрашивает о нем. (личное)
Заботишься о ребенке соседа. Сердиться на сестру. Тревожишься за друга отца. Шутили над подругой Веры. Шутила с подругой.
Упражнение 2
Выпишите словосочетания «притяжательное местоимение + существительное». Определите род, падеж, число притяжательных местоимений, определите синтаксическую роль притяжательных местоимений.
НАПРИМЕР
Кем бы вы ни стали, мои юные друзья, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!
Запись в тетрадях: Мои (И.п., мн. ч.) друзья.
Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и ваших сверстников открывается в миллионах книг. Авторы детских книг – самые большие ваши друзья.
Хотелось бы, чтобы вы, ребята, крепко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Толстого, Горького. Прочитав их книги, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка.
Упражнение 3
Выполните письменно тест.
Тест по теме «Притяжательные местоимения».
1. Вставь недостающие слова на месте пропусков:
Притяжательные местоимения отвечают на вопросы (а) ______________, указывают на (б)_________________ и склоняются как (в)___________. Этим они отличаются от отрицательных местоимений, выражающих (г)___________ и от неопределенных, которые указывают на (д)________________________.
2. В каждом ряду местоимений найди и выпиши «лишнее»:
А. Никто, наш, нисколько;
Б. Нечто, своими, твой;
В. Меня, мной, мой;
Г. Себя, свой, о своих;
|
|
3. Среди словосочетаний выбери те, в состав которых входит притяжательное местоимение:
А. слушал его рассказ:
Б. увидел его во дворе;
В. птичий клюв;
Г. свой путь;
Д. познать себя;
Е. узнал их историю;
Ж. узнал их на улице;
4. В каком предложении выделенное местоимение является притяжательным?
А. Посмотрели они с Петькой картину – комедию, вышли из клуба и дружно разложили ее по косточкам.
Б. Петька толкал его в бок и сердито шипел: «Ты чего? Как дурак...».В. Они были очень умные и всё знали – Петькина тетя и ее муж.Г. А дома в это время смотрели по телевизору какую-то деревенскую картину.*Из какого произведения данные отрывки?[i]
5. В каком предложении выделено местоимение не является притяжательным? А. «Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник».Б. Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым.В. «Ой, дитятко мое!» — принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька.Г. Последней ходу задавала Васеня, и бабушка моя привечала ее до утра.*Из какого произведения данные отрывки?
Заполни таблицу, выписав ВСЕ личные, возвратные, притяжательные местоимения из предложений. Повторяющиеся слова достаточно записать один раз.
Личные местоимения | Возвратные местоимения | Притяжательные местоимения |
… | … | … |
У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар…<> Мне редко приходилось стучать шайбой по монетам, но я пользовался своим приемом: если Вадик бил с накатом на себя, я, наоборот, тюкал от себя..<> Я удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней.
*Из какого произведения данные отрывки?
ВНИМАНИЕ!!!
Проработать материал и выполнить задания вы должны 30 марта 2020 года. Задания выполняете в рабочих тетрадях. Выполненную работу фотографируете и пересылаете мне в VK https://vk.com/id33839245 до 22.00 30 марта 2020 года.