Дайте ответы на вопросы (1-5 устно, 6-7 письменно)

Тридцать первое марта

Дистанционное занятие

Фёдор Александрович Абрамов (1920 – 1983) «О чём плачут лошади»

Прочесть в учебнике биографию Ф.А. Абрамова.

Прочесть рассказ.

Прочесть анализ произведения.

В рассказе «О чем плачут лошади» автор необыкновенно реалистично изображает русскую природу. Читатель просто физически ощущает запах разнотравья, видит порхание бабочек и стрекоз, ощущает прикосновение лошадиных губ — мягких и теплых.

Даже городской человек, видевший лошадь разве что в кино или в цирке, всем сердцем потянется к лошадям. А уж тот, кто хотя бы раз кормил лошадь хлебом или сахаром с руки, тот проникнется глубочайшей жалостью к этим загнанным, изработавшимся существам. Конюх вечно пьян и часто забывает не только покормить, но и напоить их. Лошадь Рыжуха плачет.

Когда рассказчик спрашивает, о чем плачет его любимая кобыла, в рассказе появляется элемент фантастического допущения: животное, словно в сказке, обрело возможность отвечать человеку.

Старая кобыла Забава, оказывается, пела своей молодой подруге песни, где рассказывалось о том, как прежде любили и уважали лошадей. Еще бы! Они были основой крестьянской жизни.

Позже в жизнь деревни вошла техника — лошадей оттеснили на второй план. Стали пренебрегать ими...

Внимательному читателю откроется, что рассказчик сожалеет не только о слезах лошадей — он и сам плачет о разрушении былого деревенского уклада, когда люди жили в ладу с природой, знали цену жизни, труду, празднику. Не зря видится герою в большом лошадином глазу отражение его самого — маленького человека.

Сказочные кони, деревянные кони, венчающие коньки крыш, — воплощение русской мечты, русской связи одновременно с землей-кормилицей и небом, которое питает душу.

Эти кони забыты и преданы.

Герой и сам ощущает себя предателем, представителем нового практичного и жестокого времени. Это подчеркивает выразительная деталь: человек уходит с луга, засунув руки «в карманы модных джинсов».

Но поскольку живая память о прежних временах еще жива в повествователе, то в душе его поднимается тоска. Он и сам чувствует себя существом «нелепой лошадиной породы» — наверное, потому, что и сам он много работает, не ощущая благодарности. И еще потому, что трудно бывшему крестьянину принять все безжалостные законы современного общества.

Источник: https://lit-helper.com/p_Analiz_rasskaza_O_chem_plachut_loshadi_Abramova_F_A

 

Задание

«Сказочные кони, деревянные кони, венчающие коньки крыш, — воплощение русской мечты, русской связи одновременно с землей-кормилицей и небом, которое питает душу».

 

Напишите сообщение «Образ коня в славянской культуре»

 

Объём работы – 3-4 листа А4. Пишем от руки.

 

При написании можете использовать ресурсы:

 

1) https://slavmir.tv/stati/slavyanskaya-mifologiya/obraz-konya-v-slavyanskoy-kulture-koni-v-traditsii-slavyan/

 

2) http://svoya-izba.ru/2012/10/15/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0/

3) https://www.charmingrussia.ru/2013/10/blog-post_21.html

Сообщение можете иллюстрировать распечатанными картинками.

Второе апреля

Дистанционное занятие

Евгений Иванович Носов (1925-2002)

«Кукла» («Акимыч»)

Прочтите в учебнике биографию Е.И. Носова.

Прочтите рассказ.

Спишите: «Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии.

Задание 1

Сравните отрывки из рассказа. Найдите выразительные средства, используемые Носовым для описания природы (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры и т.д.). Ответ запишите в тетрадь.

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по­следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе­лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия».

 «Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затя­нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

Примерное начало вашего ответа:

Первая пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведённом отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний.



Продолжите.

Задание 2

Дайте ответы на вопросы (1-5 устно, 6-7 письменно).

1. Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе?

2. Расскажите об Акимыче. Что объединяет Акимыча и рассказчика?

3. Как относятся люди к своей земле, природе?

4. Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? Что их поразило?

5. Как Акимыч воспринимает глумление над куклой?

6 Каков нравственный смысл рассказа «Кукла»?

7. Как вы думаете, что имел в виду Акимыч, когда произнёс: «Всего не закопать…»?

В помощь: https://literaguru.ru/nravstvennyj-smysl-rasskaza-kukla-n-nosov/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: