Контрольная работа по теме «Сложное бессоюзное предложение» 9 класс

Дистанционное обучение

Класс (русский язык)

ТЕМА ЗАДАНИЕ
1 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП) Видеоурок (приложение 1). §31,32(повторить) §33,34,35; выполнить упражнения196(1-5 предл.),199,200.
2 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП Видеоурок (приложение 1). §36, выполнить упражнение 203,205. Стр. 140-141(отв. на вопр. устно)
3 Р.р. Составление конспекта статьи Д.С.Лихачёва Законспектировать статью (приложение 2)
4 Контрольная работа по теме "БСП" Выполнить задание (на двойном листе). (приложение 3)
5 Сложные предложения с различными видами связи. Видеоурок (приложение 1). §37, выполнить упражнение 211
6 Подготовка к ГИА Видеоурок (приложение 1).  

1

Приложение 1

 Видеоуроки:

1.Приёмы написания сочинения-рассуждения(подготовка к ГИА)

https://www.youtube.com/watch?v=ee5DuycT6wc

2.Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП.

 https://www.youtube.com/watch?v=emwP92keuN4

https://www.youtube.com/watch?v=1mfRLZgfigM

3.Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

https://www.youtube.com/watch?v=dhQW0YDYbFM

4.Сожные предложения с различными видами связи.

https://www.youtube.com/watch?v=c3V9JgH3NPM

https://www.youtube.com/watch?v=aN8z6mScP4w

2

Приложение 2

Конспекты бывают текстуальные, свободные и смешанные. В текстуальном конспекте основные положения произведения, доказательства, выводы передаются словами автора, то есть цитатами. Свободный конспект — это пересказ основного содержания работы своими словами. Чаще всего пользуются смешанным конспектом, в котором свободное изложение содержания сочетается с цитированием.

Правила конспектирования

• Конспект составляют после того, как продуман план текста;

• в конспекте записывают только самое главное;

• записи должны быть четкими, содержательными и лаконичными;

• для удобства пользования конспектом подчеркивают наиболее важные мысли, даже отдельные фразы, словосочетания и слова, к разделам и подразделам подбирают заголовки;

• цитаты необходимо приводить точно, заключать их в кавычки, обозначать страницы;

• желательно делать заметки, отражающие отношение автора конспекта к содержанию конспектируемого текста, используя для этого условные обозначения или сокращенные записи. Такие широко известные знаки, как NB — нотабена или нотабене (от лат. nota bene — «заметь хорошо»), используются для того, чтобы обратить внимание на какое-либо место в конспекте. С этой же целью ставится на полях восклицательный знак.

С помощью вопросительного знака часто выражают недоумение, несогласие с автором или непонимание какой-либо мысли. Многие опытные и вдумчивые читатели пользуются своими, индивидуальными условными обозначениями.

2. Текст научно-популярной статьи

КАК ГОВОРИТЬ?

Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего идёт и в зависимости от возраста. Спортивная одежда

не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, самому себе...

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, нравятся местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Фёдор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен...». «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо и человека это не унижает. Это также красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который её носил с детства, привык к ней. Если же он надел её, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть не похожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде,— распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда жёсткости.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И потому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело...

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. И хоть это трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, как я уже сказал, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(Д. Лихачёв)


• Определите тему и основную мысль текста.

• Соответствует ли главная мысль его заголовку?

• Определите стиль, в котором создан текст.

• Составьте к нему план, для этого выделите в тексте смысловые части, определите главную мысль каждой части (что утверждает автор) и запишите основные положения каждой части. Для большей четкости используй цифровые обозначения.

 


Приложение 3

Контрольная работа по теме «Сложное бессоюзное предложение» 9 класс.

Задание 1: соотнесите схемы и соответствующие предложения.

  1. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
  2. Он поднял голову: по небу плыли густые облака, напоминающие фигуры былинных героев.
  3. Мы молчали: разговаривать ни о чем не хотелось.
  4. Мы прослушали прогноз погоды, и нам стало ясно: спуск с горы может быть небезопасным.

а) [ ]: [ ].

б) [ ]: [ ], [ ].

в) [ ]: [ …, / /].

г) [ ], и [ ]: [ ].

 

Задание 2: Замените данные предложения синонимичными им союзными.

  1. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
  2. Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.
  3. Собака была славная уши торчком хвост колечком глаза умные-умные.
  4. Странный случай произошел в дороге я совершенно поиздержался.
  5. Опомнилась глядит Татьяна медведя нет она в сенях.

 

Задание 3. Допишите, образуя сложные бессоюзные предложения:

  1. Нас охватило чувство страха…(причина)
  2. Я давно написал другу письмо…(противопоставление)
  3. Раздался удар грома…(последовательность событий)

 

Задание 4. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью. [ ] [ ]
  2. Мне снилось я шел по широкой голой степи. [ ] [ ]
  3. Жан хотел броситься за ней ноги его подкосились. [ ] [ ]
  4. Прожив в Каракумах неделю, делаете вывод пустыня не так уж безжизненна. [ ] [ ]
  5. Ноги бежали сами приходилось сдерживать их торопливость. [ ] [ ]
  6. Жди ясного на завтра дня стрижи мелькают и звенят. [ ] [ ]
  7. Догорел этот занялся пламенем другой громадный дом. [ ] [ ]

 

Задание 5. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены), заполните таблицу..

  1. Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.
  2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
  3. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
  4. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
  5. Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.
Виды предложений Номер предложения
Простые Сложносочиненные Сложноподчиненные Сложные бессоюзные  

 

Задание 6. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, исправив ошибки.

  1. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. (результат, вывод)
  2. Настанет вечер, загорятся в небе звезды. (время)
  3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.(дополнение)
  4. Я подошел к окну - снегопад был в полном великолепии. (дополнение)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: