Тормозная система автомобиля

Лекция №33

Тема: Системы автоматического управления гидравлическими тормозами автомобиля

С помощью обычной тормозной системы автомобиля реализовать равномерное замедление скорости вращения всех четырех колес одновременно практически невозможно. Даже если допустить, что все колесные цилиндры сообщают тормозным барабанам (или дискам) одинаковые тормозные усилия, то и в этом случае сцепление колесных шин с автодорогой не может быть одинаковым. Всем известно, к чему это может привести при движении автомобиля по скользкой дороге. Так появилась идея — зарегистрировать неравномерность вращения колес и по полученной информации автоматически откорректировать тормозные усилия в каждом колесном тормозном цилиндре в отдельности. Таким способом можно уравнять скорости вращения всех четырех колес и повысить безопасность движения автомобиля при интенсивном торможении. На серийных легковых автомобилях автоматическое управление гидравлическими тормозами стало применяться в конце 70-х годов, и первой была система антиблокировки колес (ABS). По мере накопления опыта эксплуатации этой системы стало ясно, что с помощью автоматического управления тормозами можно реализовать целый ряд совершенно новых способов управления движением автомобиля. В статье описаны системы автоматического управления гидравлическими тормозами автомобиля (ГТА).

Предварительные замечания

Езда на автомобиле по мокрому или обледенелому асфальту часто приводит к авариям. Причина тому — потеря управляемости автомобилем из-за юза и заноса при торможении или пробуксовки ведущих колес при резком газе. Справиться с автомобилем, потерявшим управление, сумеет не каждый водитель. Неприятная ситуация возникает и в тех случаях, когда автомобиль попадает в глубокий снег, в песок или в непролазную грязь на дороге, — одно ведущее колесо проворачивается и все глубже зарывается, а другое — неподвижно. Стронуть автомобиль с места без посторонней помощи в этом случае очень сложно.

С целью предотвращения подобных случаев на современных легковых автомобилях устанавливаются системы управления тормозами, которые в нештатных ситуациях адаптируются под условия движения и отрабатывают свои функции автоматически. Таких систем четыре: система антиблокировки тормозов (ABS), система блокировки дифференциала ведущего моста (EDS), система перераспределения тормозных усилий между передним и задним мостами автомобиля (EBV) и система антипробуксовки ведущих колес (ASR или DSA). Ситемы ABS и EBV обеспечивают плавное торможение без юза и заноса, а системы EDS и ASR (DSA) способствуют устойчивому движению автомобиля вперед при страгивании с места и в начале разгона.

Тормозная система автомобиля

Тормозная система автомобиля — это устройство, с помощью которого водитель может полностью остановить движущийся автомобиль или понизить скорость его движения, или обеспечить стояночную блокировку колес с целью удержания автомобиля от самопроизвольного скатывания с места. Тормозная система содержит две части: стояночный тормоз с ручным приводом и рабочие тормоза с управлением от усилия ноги водителя.

Стояночный тормоз — это механическое устройство, с помощью которого водитель блокирует задние колеса на время стоянки автомобиля. Рабочий тормоз — это та часть тормозной системы, которая работает на притормаживание или на полную остановку автомобиля во время его движения. Современные рабочие тормоза легкового автомобиля — это достаточно сложное механико-гидравлическое устройство, основная функция которого заключается в передаче усилия от тормозной педали водителя к колесным тормозным колодкам. Торможению подлежат все колеса автомобиля. Показанная на рис. 1 тормозная система автомобиля является двухконтурной, так как жидкостные каналы передних и задних гидравлических тормозов разделены конструкцией главного тормозного цилиндра (ГТЦ). По конструкции исполнения гидравлические тормозные системы подразделяют на барабанные и дисковые.

Дисковые тормоза эффективнее барабанных, меньше боятся загрязнений и дорожной влаги, а также проще в обслуживании и ремонте. В настоящее время на легковых автомобилях дисковые тормоза устанавливают как на передние, так и на задние колеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: