Рассмотрим некоторые положения протокольной практики ООН

Прием новых стран в Организацию Объединенных Наций после предварительных письменных согласований происходит согласно уставу ООН в начале очередной сессии Генеральной Ассамблеи. После соответствующего голосования руководитель протокольной службы ООН проводит делегацию принятого государства к ее месту в зале заседаний. На следующий день в ознаменование вступления флаг государства – нового члена Организации поднимается на флагштоке перед штаб-квартирой ООН рядом с флагами других государств. В церемонии принимают участие должностные лица сессии, Генеральный секретарь ООН, главы делегаций на сессии. От имени Генерального секретаря в этот день организуется прием.

Вступление в должность постоянного представителя страны – члена ООН. На назначение постоянного представителя при ООН, в отличие от назначения посла, агреман не запрашивается. По прибытии в Нью-Йорк постоянный представитель наносит визит шефу протокольной службы, в ходе которого вручает копии своих полномочий и согласовывает дату, время и порядок вручения полномочий Генеральному секретарю ООН. В назначенный день постоянный представитель прибывает в здание ООН и в сопровождении сотрудника протокола поднимается на 38-й этаж, где в специальном зале

проходит вручение полномочий Генеральному секретарю. Церемонию вручения полномочий запечатлевают фотографы ООН; памятные

фотографии затем передаются в постоянное представительство.

Обмен речами, как это принято при вручении верительных грамот послами главам государств, не практикуется. Стороны ограничиваются краткими взаимными приветствиями и выражением надежд на плодотворное сотрудничество. Поэтому церемония занимает не более 2–3 минут. По ее окончании подается шампанское (сок) и между новым постоянным представителем и Генеральным секретарем проходит короткая беседа, в которой обычно участвует начальник кабинета Генерального секретаря или его специальный помощник, а также один из заместителей Генерального секретаря из данной страны или региона.

В этот же день протокольная служба ООН рассылает меморандум всем заместителям и помощникам генерального секретаря о вручении полномочий новым постоянным представителем. В свою очередь постоянный представитель личной нотой информирует коллег – постоянных представителей стран – членов ООН о своем вручении полномочий Генеральному секретарю ООН.

Встреча высокопоставленных гостей ООН. Программы визита в ООН главы государства, правительства, министра иностранных дел разрабатываются протокольной службой ООН в тесном контакте с постоянным представителем страны-гостя и утверждается Генеральным секретарем ООН.

В аэропорту главу государства (правительства) у трапа самолета встречает от имени Генерального секретаря начальник протокольной службы ООН. При встрече присутствует также представитель страны-гостя в ООН и представитель протокола Государственного департамента США. Сам Генеральный секретарь согласно сложившейся практике высоких гостей на аэродроме не встречает и не провожает. Он приветствует гостя у главного входа в здание Секретариата ООН (с супругой, если гость прибывает с супругой). Для встречи главы государства выстраивается почетный караул из офицеров службы безопасности ООН, поднимаются государственные флаги

страны-гостя и ООН (исполнение гимна не предусмотрено; ООН, как известно, своего гимна не имеет). В сопровождении начальника протокола гость и Генеральный секретарь специальным лифтом поднимаются на 38-й этаж в кабинет Генерального секретаря для беседы.

В честь высокого гостя Генеральный секретарь устраивает обед или завтрак. На приеме обычно присутствуют высокопоставленные сотрудники ООН, находящиеся в Нью-Йорке министры иностранных дел, постоянные представители стран, которые являются членами Совета Безопасности, вице-председателями сессии Генеральной Ассамблеи. У входа в зал приемов выстраивается почетный караул. Перед началом приема начальник протокола представляет гостю собравшихся. На приеме происходит обмен тостами.

Если высокий гость наносит визит во время сессии Генеральной Ассамблеи, он пользуется правом выступить с речью первым независимо от списка ораторов на данный день. Естественно, регламента на речи высоких гостей нет. При этом в зале Генеральной Ассамблеи для главы государства устанавливается кресло почетного гостя рядом с трибуной. При визите главы правительства в ООН почетный караул при его встрече и проводах не выстраивается. У входа в здание Секретариата ООН его ожидает начальник протокола и сопровождает в кабинет Генерального секретаря.

Министров иностранных дел, прибывающих на сессию Генеральной Ассамблеи ООН, в аэропорту встречает личный представитель Генерального секретаря ООН.

Главы правительств и министры иностранных дел во время работы сессии располагаются в зале со своими делегациями. Протокольное старшинство в ООН. Старшинство постоянных представителей при ООН, глав и членов делегаций в период работы сессий Генеральной Ассамблеи ООН зависит от принятого алфавитного порядка этого старшинства. Он определяется путем жеребьевки, которую проводит Генеральный секретарь ООН ежегодно

накануне сессии Генеральной Ассамблеи. Страна, на которую выпадает жребий, получает протокольный приоритет и занимает первое

место на всех протокольных мероприятиях. За ней в порядке английского алфавита следуют все остальные страны – члены ООН.

В определении протокольного старшинства в ООН учитываются также дипломатический ранг и занимаемый пост должностного лица. Поэтому алфавитный порядок действует только среди равных в дипломатическом ранге и по положению.

В Совете Безопасности ООН порядок протокольного старшинства несколько иной. При сохранении алфавитного принципа старшинство начинается со страны, представитель которой в данный момент является председателем Совета. Как следствие, протокольное старшинство в Совете Безопасности каждый месяц меняется. Кроме того, постоянные представители стран – постоянных членов Совета Безопасности согласно сложившейся в ООН традиции имеют протокольное преимущество перед коллегами из других стран.

Существенный недостаток порядка определения старшинства, принятого в ООН, специалисты видят в том, что он рассчитан в основном на должностных лиц, имеющих дипломатические ранги.

Между тем в последнее время в состав делегаций на сессии Генеральной Ассамблеи, а также на сессии специальных органов ООН зачастую включаются лица, не имеющие дипломатических рангов. Это вызывает сложности при планировании их участия в протокольных мероприятиях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: